СОСЛОВНАЯ МОНАРХИЯ

СОСЛОВНАЯ МОНАРХИЯ сословно-представительная
монархия, феод. монархия с сословным представительством, форма феод, гос-ва,
при к-рой власть короля или крупных территориальных князей (в Германии,
Нидерландах) сочеталась с наличием сословно-представительных учреждений.
Складывалась в большинстве стран Европы в 13-14 вв. (в Кастилии в 12 в.,
в Венгрии и Польше в 15 в.) в процессе формирования общегос. сословий (в
масштабе целых стран) и органов сословного представительства - центральных
(парламент
в
Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы
в Испании,
сейм
в
Польше, Чехии, риксдага Швеции и др.) и местных (напр., провинциальные
штаты во Франции и Нидерландах, воеводские сеймики в Польше и др.). Сословное
представительство в виде земских соборов
существовало также в России
в 16- 17 вв. Складывание этой относительно централизованной формы феод,
гос-ва было связано с ростом городов, товарного производства и обмена,
с изменениями вследствие этого форм эксплуатации крестьянства, с обострением
на этой почве классовой борьбы в деревне, а также борьбы внутри класса
феодалов и противоречий последних с гор. сословием. Гл. опорой С. м. были
в большинстве стран низшие и средние слои класса феодалов, нуждавшиеся
в сильном гос. аппарате для более эффективной эксплуатации крестьян и защиты
от притеснений крупных феодалов. Активно поддерживали С. м. и горожане,
стремившиеся к ликвидации феод, раздробленности, а в нек-рых странах также
верхушка свободного крестьянства. Опираясь на эти слои в политич. борьбе
с крупными феодалами-сепаратистами или лавируя между сословиями, король
(или территориальный князь) концентрировал в своих руках суд., воен. и
финанс. власть, создавал относительно сильный гос. аппарат в центре и на
местах, вводил общегос. законодательство и налогообложение. Необходимость
создания сословно-представительных собраний диктовалась в первую очередь
тем, что королев, власть в условиях феодально-сословного строя ещё не могла
обойтись без согласия сословий на сбор налогов, необходимых для содержания
армии и гос. аппарата, а также на важнейшие внутри- и внешнеполитич. мероприятия.
Общим для сословно-представительных учреждений было: решающее влияние в
них сословий феодалов - духовенства и дворянства, подчинённая (особенно
вначале) роль гор. сословия, отсутствие представителей феодально-зависимого
крестьянства (лишь в сословных собраниях Кастилии и Швеции участвовали
депутаты свободного крестьянства). Эти собрания, как правило, были враждебны
крестьянству: выступали против освобождения от личной зависимости (в странах
Зап. Европы), активно способствовали его дальнейшему закрепощению (в странах
Центр, и Вост. Европы), санкционировали увеличение налогообложения крестьян.
Там, где представители разных сословий (особенно мелкие феодалы и горожане)
действовали сплочённо, эти собрания добивались известной политич. самостоятельности
и налагали нек-рые ограничения на королев, власть в вопросах налогообложения,
реже - законодательства. Чаще же сословные собрания обладали лишь совещательными
функциями. В целом, за исключением Польши, они, несмотря на отдельные конфликты
с королев, (княжеской) властью, скорее укрепляли её, санкционируя её централизаторские
усилия. Формой феод, гос-ва, сменившей С. м. в большинстве стран Европы,
была абсолютная монархия (см. Абсолютизм). Лит.: Гутнова E. В.,
Возникновение английского парламента, M., 1960; Люблинская А. Д., Структура
сословного представительства в средневековой Франции, "Вопросы истории",
1972, № 1; Д е н исова-Хачатурян Н. А., Социально-политические аспекты
начальной истории Генеральных штатов во Франции, в кн.: Европа в средние
века, M., 1972; Ливанцев К. E., Сословно-представительная монархия в Польше,
ее сущность и особенности Л., 1968; Kaреев H. И., Поместье-государство
и сословная монархия средних веков, 3 изд., СПБ, 1913; Marongiu A., Medieval
parliaments. A comparative study L., 1968.
E. В. Гутнова'.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я