СОФОКЛ
(Sophokles) (ок. 496-406
до н. э.), древнегреческий драматург. Род. в предместье Афин - Колоне.
Избирался на важные гос. должности, был близок к кругу Перикла.
По
антич. свидетельствам, написал св. 120 драм; первую победу на состязаниях
трагич. поэтов одержал в 468. Целиком дошли до нас трагедии "Аякс" (до
442), "Антигона" (ок. 441), "Царь Эдип" (ок. 425), "Филоктет" (409), "Трахинянки"
и "Электра" (даты обеих неизвестны), "Эдип в Колоне" (поставлена в 401).
От прочих произведений сохранилось много фрагментов.
Мировоззрение С. отражает сложность и противоречивость
афинской демократии периода её высшего расцвета. С одной стороны, демократич.
идеология, выросшая на основе "...совместной частной собственности активных
граждан государства..." (M арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с.
21), видела свой оплот во всевластии божеств, промысла, в незыблемости
традиц. установлений; с другой стороны - в условиях наиболее свободного
для того времени развития личности всё настойчивее становилась тенденция
к её высвобождению из полисных связей. Испытания, выпадающие на долю человека,
не могли найти удовлетворительного объяснения в божеств, воле, и С., озабоченный
сохранением полисного единства, не пытался обосновать божеств, управление
миром к.-л. этич. соображениями. В то же время его привлекал активный,
отвечающий за свои решения человек. В "Аяксе" герой осознаёт несовместимость
содеянного им с нравств. кодексом доблестного вождя и в добровольной смерти
находит освобождение от позора и бесчестья. В "Царе Эдипе" непреклонное
расследование героем тайны своего рождения и прошлого возлагает на него
объективную ответственность за невольные преступления, хотя и не даёт основания
толковать трагедию в категориях субъективной вины и божеств, возмездия.
Цельным, неколебимым в своём решении человеком предстаёт Антигона с её
героич. защитой "неписаных" законов от произвола отд. личности, прикрывающейся
авторитетом гос-ва. Герои С. свободны от всего второстепенного и слишком
личного, в них сильно идеальное начало. Введение третьего актёра позволило
С. усилить напряжение в развитии действия, обогатить изображение вовлечённых
в него лиц. Несмотря на увеличившийся состав хора (15 человек), объём и
значение хоровых партий в трагедиях С. существенно сократились по сравнению
с произв. Эсхила.
Сюжеты и образы С. использовались как в
последующей антич. (Акций, Сенека), так и в новой европ. лит-ре от эпохи
классицизма (Ж. Ротру, П. Корнель) вплоть до 20 в. (Ж. Жироду, Ж. Ануй,
Б. Брехт и др.). Глубокий интерес к творчеству С. проявлялся в исследованиях
и высказываниях по теории трагедии (Г. Э. Лессинг, И. В. Гете, бр. Шлегель,
Ф. Шиллер, В. Г. Белинский). С сер. 19 в. трагедии С. ставятся в театрах
всего мира.
Соч.: Sophocle, Tragedies, t. 1 - 3, Р.,
1955-60; в рус. пер.- Драмы. Пер. Ф. Зелинского, т. 1 - 3, M., 1914-15;
Трагедии. Пер. С. Шервинского, M., 1958.
Лит.: Радциг С. И., К вопросу о
мировоззрении Софокла, "Вестник древней истории", 1957, № 4; L е s k у
A., Die tragische Dichtung der Hellenen, 3 Aufl-Gott., 1972, S. 169-274.
В.
Н.Ярхо.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я