СОЦИАЛИЗАЦИЯ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis -
общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы
знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного
члена общества. С. включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного
воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные
процессы, влияющие на сё формирование.


В теории С. на одном полюсе стоят авторы,
рассматривающие человека как биологич. существо, к-рое лишь приспосабливает
врождённые формы поведения, инстинкты и т. п. к условиям существования
в обществе (фрейдизм), на другом - учёные, к-рые видят в личности пассивный
продукт социальных влияний.


Марксистская концепция исходит из того,
что С. должна изучаться как в филогенетическом (формирование родовых свойств
человечества), так и в онтогенетическом (формирование конкретного типа
личтсти) плане. С.- это не просто сумма внешних влияний, регулирующих проявление
имманентных индивиду био-психологич. импульсов и влечений, а процесс формирования
целостной личности. Индивидуальность - не предпосылка С., а её результат.
Содержание, стадии и конкретные механизмы С. имеют историч. характер, существенно
варьируют от одного общества к другому и определяются социально-экономич.
структурой этих обществ. При этом процесс С. не сводится к непосредств.
взаимодействию индивидов, но включает всю совокупность обществ, отношений,
вплоть до самых глубоких и опосредованных. С. не есть механич. наложение
на индивида готовой социальной "формы". Индивид, выступающий как "объект"
С., является в то же время субъектом обществ, активности, инициатором и
творцом новых обществ, форм. Поэтому С. тем успешнее, чем активнее участие
индивида в творческо-преобразоват. обществ, деятельности, в ходе к-рой
преодолеваются и устарелые нормы, нравы и привычки.


Различные аспекты С. изучаются психологией
(механизмы деятельности и освоения нового опыта, в т. ч. на разных стадиях
жизненного цикла), социальной психологией (социализирующие функции непосредств.
окружения и межличностных отношений), социологией (соотношение процессов
и институтов С. в макросистеме), историей и этнографией (сравнит.-историч.
изучение С. в разных обществах и культурах) и педагогикой (воспитание).


Лит.: Выготский Л. С., Развитие
высших психических функций, M., 1960; Кон И. С., Социология личности, M.,
1967; Буева Л. П., Социальная среда и сознание личности, M., 1968; Л е
о н т ьев A. H., Проблемы развития психики, 3 изд., M., 1972; Handbook
of socialization theory and research, ed. D. A. Goslin, Chi., 1969. И.
С. Кон.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я