СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
науч. дисциплина,
изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные
фактом их включения в социальные группы, а также психологич. характеристики
самих этих групп.
В течение длит, периода вопросы С. п. разрабатывались
в составе различных филос. учений. Так, истоки MH. совр. социально-психологич.
проблем можно обнаружить уже в концепциях Платона и Аристотеля. Элементы
С. п. складывались также внутри конкретных наук - прежде всего психологии
и социологии, а также в антропологии, этнографии, криминологии и языкознании.
Ко 2-й пол. 19 в. относятся первые попытки создания самостоят, социально-психологич.
концепций: "психология народов" (M. Лацарус, X. Штейнталь, В. Вундт,
Германия); "психология масс" (юрист Ш. Сигеле и франц. социолог Г.
Лебон); теория "инстинктов социального поведения" амер. психолога У. Мак-Дугалла.
Началом самостоят, существования С. п. считается 1908, когда одновременно
появились работы Мак-Дугалла и амер. социолога Э. Росса, в название к-рых
был включён термин "С. п.".
Дальнейшее развитие немарксистской С. п.
наиболее ярко представлено в амер. С. п. 20 в., когда после 1-й мировой
войны 1914-18 перед ней был поставлен новый "социальный заказ" - разработать
средства для своеобразного "управления" социально-психологич. явлениями
в производстве, армии, пропаганде. Была выдвинута программа построения
С. п. как экспериментальной науч. дисциплины (Ф. Олпорт, США; В. Мёде,
Германия), получившая наиболее полное практич. воплощение в США.
Развиваясь в рамках экспериментальной традиции
и будучи ориентированной на выполнение прикладных задач, амер. С. п. достигла
значит, успехов в исследовании целого ряда конкретных явлений (структуры
и динамики малых групп, межличностных отношений, средств и механизмов коммуникации
и др.). Предложенные для исследования этих проблем методики оказались эффективными
и способствовали получению надёжной первичной информации. Однако, отойдя
от европ. традиции анализа психологии "больших" групп (народов, масс),
амер. С. п., вместе с известной абсолютизацией метода лабораторного эксперимента,
сделала чрезмерный акцент на малой группе. Это привело к тому, что
эталоном исследования в С. п. стало исследование в области индивидуальной
психологии, принципы и методики к-рого механически переносились в С. п.
На совр. этапе на Западе усиливается критика амер. С. п. за недооценку
теоретпч., мировоз-зренч. аспектов, игнорирование актуальных социальных
проблем, развиваемая MH. европ. (С. Московичи, А. Тэджфел) и частично амер.
авторами.
В произведениях классиков марксизма-ленинизма
были высказаны принципиальные исходные посылки марксистской С. п.: материалистич.
понимание истории, соотношения индивидуального и обществ, сознания, рассмотрение
личности как совокупности обществ, отношений и др. Вопрос о материалистич.
перестройке С. п. остро обсуждался в СССР в 20-х гг. в рамках общей дискуссии
о судьбах психологич. науки. Практич. развитие социально-психологич. исследований
на основе марксистской методологии начало осуществляться с кон. 50-х гг.
Советская С. п. основывается на принципах как марксистской социологии,
так и материалистич. психологии (принцип единства сознания и деятельности
и др.). Марксистская традиция в С. п. развивается также в др. социалистич.
странах. Важное значение имеет полемика с концепциями
необихевиоризма,
психоанализа, т. н. "когнитивизма" и интеракционизма в С. п.
Осн. направления совр. С. п.: общие проблемы
теории, методологии и истории С. п.; закономерности общения и взаимодействия
людей (в частности, вопрос о взаимосвязи общественных и межличностных отношений);
характеристики больших социальных групп (наций, классов и т. п.); проблемы
малых групп (условия формирования и структура, воздействие группы на личность,
лидерство, принятие групповых решений и т. д.); исследование личности (в
т. ч. проблемы социализации и социальных
установок)·,
в области
прикладных исследований особенно актуальны социально-психологич. проблемы
управления, массовой коммуникации и пропаганды, противоправного поведения
и др. Социально-психологич. проблематика возникает в развитии целого ряда
смежных наук, напр, языкознания, криминологии, демографии, этнографии и
т. д.
Гл. цель С. п. марксистская мысль видит
не в разработке средств манипуляции личностью (как это имеет место, напр.,
в перспективе построения "поведенческой технологии" у Б.
Скиннера,
США),
а в совершенствовании системы управления обществ, процессами.
С этой точки зрения важны определение возможностей
С. п. в решении реальных проблем, стоящих перед обществом, разработка адекватного
методич. инструментария, отказ от лабораторного эксперимента как единств,
метода исследования, использование методич. приёмов, позволяющих анализировать
закономерности человеческого поведения в реальных социальных группах, в
реальных условиях человеческой деятельности. Наряду с экспериментом С.
п. использует опрос, наблюдение, тесты, т. е. методы, применяемые и в социологии.
Лит.: Проблемы общественной психологии,
M., 1965; Кузьмин E. С., Основы социальной психологии, [Л.], 1967; Ш и
б у-, тан и Т., Социальная психология, пер. с англ., M., 1969; Парыгин
Б. Д., Основы социально-психологической теории, M., 1971; Петровский А.
В., На путях развития социальной психологии в СССР, "Вопросы психологии",
1971, № 6; Г и б ш Г. ифорверг M., Введение в марксистскую социальную психологию,
пер. с нем., M., 1972; Андреева Г. M., Методологические проблемы современного
развития американской социальной психологии, "Вопросы психологии", 1974,
№ 2; Социальная психология, M., 1975; The handbook of social psychology,
2ed., v. 1 - 2, 4-5, Reading (Mass.), 1968; M с David J., H a r ar i H.,
Social psychology: individuals, groups, societies, N. Y., 1968; S her if
M., S h e r i f C., Social psychology, N. Y., 1969; The context of social
psychology: a critical assessment, ed. by J. Israel and H. Tajfel, L.-
N. Y., 1972. Г. M. Андреева.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я