СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ форма или способ
разрешения социальных проблем и противоречий, в основе к-рых лежит столкновение
интересов и потребностей осн. социальных сил данного общества (см. К. Маркс,
в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 410). С. д. подготавливается
обществ, движениями, руководствующимися более или менее детально разработанными
программами и определённой идеологией. Развитые обществ, движения создают
свои организации - партии, ассоциации, политич. союзы и т. д.


Виды С. д. различаются в зависимости от
разрешаемых проблем (экономические, социальные, политические, развития
духовной жизни общества), их социального и классового содержания (чьи интересы
и потребности стимулируют данную проблему и в чьих интересах она разрешается),
методов их разрешения (реформа или революция).


Осн. проблемы С.' д. в марксистско-ленинской
социологии - соотношение стихийного и сознательного элементов в его структуре
(см. Сознательность и стихийность), а также намерений и последствий
деятельности обществ, сил, на основании чего устанавливается глубина переворота
или изменения и ист. значение С. д.


С. д. личностей - поступки, имеющие обществ,
значение,- рассматриваются в рамках психологии личности (мотивация поступков,
намерений, отношение к "Я" как источнику и субъекту действия, соотношение
смысла и значения действия, рационального и иррационального, сознательного
и бессознательного в его мотивации), в социальной психологии [восприятие
С. д. со стороны ближайшего окружения и роль этого восприятия в мотивации
С. д., осознание личностью принадлежности к определённой группе как фактор
мотивации С. д., роль референтной (эталонной) группы в С. д., механизмы
группового контроля С. д. личностей], в этике (нравств. оценка и самооценка
поступка, проблема выбора С. д. и ответственности за него перед обществом,
социальной группой и самим собой ).


Целый ряд представителей бурж. социологии
(M. Вебер, Ф. Знанецкий, T. Пирсоне)
рассматривают
С. д. в качестве центрального понятия в структуре социологич. теории, видят
в нём исходный пункт всей системы обществ, отношений и средство интеграции
различных областей социального знания. T. Парсонс, в частности, называет
свою социологич. теорию теорией С. д. Гл. внимание они уделяют расчленению
С. д. на субъекта действия, ситуацию действия и ориентации субъекта. Осн.
признаком социальности при этом являются не объективные последствия С.
д., а наличие субъективного смысла действия для самого деятеля. Осн. видами
ориентации субъекта выступают мотивационная и ценностная ориентации, причём
каждая из них содержит, в свою очередь, познавательный (когнитивный), эмоциональный
и оценивающий аспекты. Детальная разработка психологич. аспектов С. д.
при забвении других его сторон приводит в конечном счёте к психологизации
как самой социологии, так и всей системы социального знания.


Лит.: Маркс К., [Письмо] П. В. Анненкову
от 28 декабря 1846 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27; Маркс
К. и Энгельс Ф., Святое семейство..., там же, т. 2; Л е н и н В. И.,Что
такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов, Поли. собр.
соч., 5 изд., т. 1; е г о ж е, Доклад ВЦИК и CHK о внешней и внутренней
политике 22 декабря. [VIII Всероссийский съезд Советов 22 - 29 декабря
1920 г.], там же, т. 42; Здравом ы с л о в А. Г., Проблема интереса в социологической
теории, Л., 1964; К о н И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Андреева
Г. M., Буржуазная социология в поисках теории, M., 1966; Новиков H. В.,
Критика современной буржуазной науки о социальном поведении, M., 1966;
Weber M., Wirtschaft und Geselschaft, Halbband 1-2, Tubingen, 1956; Pa
rsons Т., The structure of social action, v. 1-2, N. Y., 1968. А. Г.
Здравомыслов.
<




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я