СОЦИОЛИНГВИСТИКА
(социологическая
лингвистика), научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии,
социальной психологии и этнографии и изучающая широкий комплекс проблем,связанных
с социальной природой языка, его обществ, функциями и механизмом воздействия
социальных факторов на язык.
Фундамент совр. социолингвистич. исследований
был заложен в трудах сов. учёных (Л. П. Якубинского, В. В. Виноградова,
Б. А. Ларина, В. M. Жирмунского, P. О. Шор, M. В. Сергиевского, E. Д. Поливанова),
к-рые в 20-30-е гг. 20 в. изучали язык как общественное явление. Развитию
С. содействовали также труды франц. школы социологич. лингвистики (т. н.
социологич. школы), опирающейся на работы А. Мейе, амер. этнолингвистов
и социолингвистов, развивающих идеи Ф. Боаса и Э. Сепира, нем. учёных,
в особенности T. Фрингса и основанной им лейпцигской школы, представителей
пражской школы В. Maтезиуса, Б. Гавранека и др., япон. школы "языкового
существования".
В отличие от нек-рых направлений С. (напр.,
в США), ориентирующихся на бихевиоризм, феноменологию, теорию социального
взаимодействия Дж. Мида и др. течения бурж. философии и социологии, марксистская
С. опирается на ист. материализм и на частные теории марксистской социологии
- теорию социальной структуры общества, теорию социальных систем, социологию
личности и др., на учение о языке как важнейшем средстве человеческого
общения, о роли языка в процессе формирования и развития наций, об обществ,
функциях языков и диалектов. С. рассматривает следующие проблемы: язык
и нация, изучение нац. языка как ист. категории, связанной с формированием
нации; социальная дифференциация языка на всех уровнях его структуры и,
в частности, характер взаимосвязей между языковыми и социальными структурами;
типология языковых ситуаций, характеризуемых распределением социальных
функций между различными языками и диалектами, используемыми данным коллективом;
закономерности взаимодействия языков в различных социальных условиях; социальные
аспекты двуязычия, многоязычия и диглоссии (взаимодействия различных социально
противопоставленных друг другу подсистем одного и того же языка) и, в особенности,
речь в контексте социальной ситуации; языковая политика как одна из форм
сознат. воздействия общества на язык.
Методы С. представляют собой синтез лингвистич.
и социологич. способов исследования. В С. используются анкетирование, интервьюирование,
включённое наблюдение, в ходе к-рого сам наблюдатель выступает как участник
акта коммуникации, социологич. эксперимент, нек-рые приёмы матем. статистики,
моделирование социально детерминированной речевой деятельности с помощью
"социолингвистич. правил", т. е. социально обусловленных правил порождения
высказывания, варьирования, совместной встречаемости языковых единиц и
т. д., и корреляционного анализа, основанного на соотнесении языковых и
социальных явлений как зависимых и независимых переменных.
Лит.: Дешериев Ю. Д., Закономерности
развития и взаимодействия языков в советском обществе, M., 1966; Язык и
общество, M., 1968; Вопросы социальной лингвистики, Л., 1969; Закономерности
развития литературных языков народов СССР в советскую эпоху, т. 1 - 3,
M., 1969-73; Швейцер А. Д., Вопросы социологии языка в современной американской
лингвистике, Л., 1971; Проблемы двуязычия и многоязычия, M., 1972; Базиев
А. Т., Исаев M. И,, Язык и нация, M., 1973; Социолингвистические проблемы
развивающихся стран, M., 1975; Новое в лингвистике, пер. с англ., в. 7,
M., 1975; Directions in sociolinguistics, N. Y., 1972; L a bo V W., Sociolinguistie
patterns, Phil., 1972. А.Д.Швейцер.<
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я