СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
(знания), направление
теоретич. и эмпирич. исследований, рассматривающее проблемы социальной
природы познания, социально-историч. обусловленности знания, познания и
сознания, социальные аспекты произ-ва, распространения, использования различных
типов знаний как в обществе в целом, так и на уровне классов, социальных
групп, организаций.
Осн. проблемы С. п.- учение о социальной
сущности и обусловленности сознания, историч. природа познания, методология
их изучения разработаны классиками марксизма-ленинизма. Марксизм-ленинизм
раскрыл многомерность сознания прежде всего по формам, уровням и степени
адекватности отражения им действительности, общие закономерности развития
и классовые корни идеологии. Марксистско-ленинское понимание социальной
природы познания и знания противостоит как их натуралистич. трактовке,
так и вульгарному социологизму.
В 20-х гг. 20 в. складывается бурж. С.
п. как относительно самостоятельная отрасль исследований (работы M. UIeлера
и
К. Манхейма - Германия, а также П. Сорокина,
Ф.
Знанецкого,
T.
Парсонса,
P.
Мертона, А. Чайлда, Ч. P. Миллса,
В. Старка, П. Бергера,
T. Лукмана - США, и др.). Заимствуя из марксизма идею о социальной обусловленности
сознания, бурж. С. п., к-рая крайне разнородна в теоретич. и методологич.
планах, интерпретирует её либо в явно идеалистич. духе, либо в духе узко
понимаемого детерминизма (технологич., организационного, лингвистич. и
т. д.). При этом игнорируется роль общественно-историч. практики в формировании
сознания, а из сферы социальной детерминации обычно исключается всё естественно-науч.
знание. Бурж. С. п. в значит, части направлена против марксизма-ленинизма.
В бурж. С. п. при изучении истории мышления,
типов мировоззрений и культур, идей, их создателей и носителей социальные
факторы (к ним относят социальную позицию, классовое положение, идеологии,
ценности и т. д.) рассматриваются гл. обр. как деформирующие процесс познания.
С этим связана преобладавшая до конца 60-х гг. тенденция к противопоставлению
науки и идеологии, к "очищению" знания от ценностных суждений (концепции
"деидеологизации", "конца идеологии"). Вместе с тем с конца 60-х гг. резко
усилилась тенденция противоположного характера, особенно в США, к релятивизации
науч. знаний (см. Релятивизм), к идеологизации науки. При эмпирич.
исследовании состояний сознания (обществ, настроений, мнений и т. д.) различных
классов, социальных, проф. и др. групп и общностей подчёркивается функциональный
характер взаимоотношений между сознанием индивида и его непосредств. окружением.
Представители бурж. С. п. придерживаются различных политико-идеологич.
ориентации - от откровенно апологетич. до бурж.-демократич. В целом бурж.
С. п. характеризуется хронич. кризисом её философско-методологич. принципов,
что находит выражение в их постоянной смене и острой внутр. полемике. Вместе
с тем заслуживают внимания её эмпирический материал, техника и процедуры
его сбора.
В марксистской С. п. изучаются методологич.
проблемы социологич. подхода к сознанию и процессу познания, общественно-историч.
природа познания, социально-классовая обусловленность объективного отражения
действительности и его извращённых, иллюзорных форм - "ложного сознания";
подвергаются критике различные концепции бурж. С. п. Проводятся также исследования
механизмов познавательной деятельности, становления и функционирования
различных типов знаний, настроений, мнений, убеждений на уровне социальных
групп, коллективов.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая
идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., К критике политической экономии.
Предисловие, там же, т. 13; Л енин В. И., Материализм и эмпириокритицизм,
Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18; е г о ж е, Философские тетради, там же,
т. 29; К е лле В. Ж., Ковальзон M. Я., Формы общественного сознания, M.,
1959; M а м ардашвили M. К., Формы и содержание мышления, M., 1968; МосквичевЛ.
H., Теория "деидеологизации": иллюзии и действительность, M., 1971; Мегрелидзе
К. Р., Основные проблемы социологии мышления, [2 изд.], То., 1973; Ленинская
теория отражения и современная наука, в. 3 - Теория отражения и обществознание,
София, 1973; Ребане Я. К., О некоторых методологических принципах оценки
буржуазной "социологии знания", "Уч. зап. Тартуского гос. университета.
Труды по философии", 1974, в. 17; The sociology of knowledge. A reader,
ed. J. Curtis, I. Petras, N. Y., 1970; Friedrichs R., Sociology of sociology,
N. Y., 1970. Л. Н. Москвичев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я