СПИРИТИЗМ
(франц. spiritisme, от
лат. spiritus - душа, дух), мистич. течение, сторонники к-рого верят в
послесмертное существование душ умерших и возможность общения с ними. Возник
в сер. 19 в. в США и вскоре получил распространение как в США, так и в
Зап. Европе. Восходит к древним анимистическим (см. Анимизм)
верованиям,
многообразным представлениям о существовании сверхъестеств. мира и нематериальных
существ (духов, демонов, ангелов и т. п.) и возможности при известных условиях
общения с ними (в т. ч. и с душами умерших людей; ср. доктрину о переселении
душ в брахманизме, буддизме и индуизме,
у древних египтян,
у орфиков и пифагорейцев в Др. Греции и т. д.). Связь с миром духов
считалась привилегией немногих специально "посвящённых" людей - магов,
жрецов или прорицателей (напр., греч. пифии или рим. сивиллы), а способы
этой связи составляли предмет глубочайшей тайны. В отличие от этого, С.
сразу же принял характер массового мистич. течения, адепты к-рого стремились
к "экспериментальному" доказательству существования душ после смерти. В
практике спиритич. сеансов феноменами общения с душами умерших считались
явления т. н. "физич. медиумизма": движения и удары различных предметов
домашнего обихода (особенно столоверчение), звуки муз. инструментов, появление
света, различные голоса или даже т. н. материализация, т. е. внезапное
возникновение отд. частей тела (рук, лица) и столь же внезапное их исчезновение.
К концу 19 в. в Великобритании было неск. миллионов спиритов, в США - св.
10 млн., организовывались об-ва и ассоциации спиритов, издавались газеты
и журналы (в России наиболее известным был журн. "Ребус", 1881- 1917).
"Теоретиками" С. были американец А. Дж. Дейвис и француз А. Кардек. С.
вызвал резкую критику со стороны учёных-материалистов. В 1871, по предложению
Д. И. Менделеева, при Петерб. ун-те была создана комиссия для изучения
спиритич. явлений, к-рая признала С. суеверием. Ф. Энгельс назвал С. "...самым
диким из всех суеверий..." (M арке К. и Энгельс Ф-, Соч., 2 изд., т. 20,
с. 382).
А. С. Спирин.
С. продолжает существовать на Западе; имеются
общины и ассоциации, объединяющие последователей С. (Амер. нац. ассоциация
спиритич. церквей, Англ. нац. спиритич. союз, Междунар. спиритич. федерация
и др.).
Лит.: Шахнович M. И., Современная
мистика в свете науки, M.- Л., 1965; Doyle A. С., History of Spiritualism,
v. 1-2, L., 1926.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я