СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
Средняя
Азия, один из крупных экономич. районов СССР. Включает
Узбекскую CCP,
Киргизскую CCP, Таджикскую CCP и Туркменскую CCP.
Пл. 1,3 млн.
км2 (5,7% территории СССР) Нас. 22,9 млн. чел. в 1975
(9% населения СССР). О природе С. э. р. см. в ст. Средняя Азия.
Для С. э. р. характерен многонациональный
состав населения. По темпам естеств. прироста и общего увеличения населения-
1-е место среди экономич. р-нсв СССР. Большие трудовые ресурсы способствуют
развитию трудоемких отраслей пром-сти. Гор население по сравнению с 1913
выросло в 6,5 раза, в 1975 на него приходилось 39% общего кол ва жителей.
Почти '/2 гор. населения проживает в небольших городах и поселках гор.
типа; 5 городов с населением св. 250 тыс. чел. (Ташкент, Фрунзе, Душанбе,
Самарканд, Ашхабад).
За годы социалистич. строительства произошли
коренные изменения в нар. х-ве района: из отсталой колон, окраины с примитивным
поливным земледелием и кочевым скотоводством он превратился в один из быстроразвивающихся
индустриально-аграрных р-нов страны. Пром-сть даёт ок. 55% валового общественного
продукта и более 40% нац. дохода. В 1974 по сравнению с 1913 ее продукция
выросла в 70 раз.
В общесоюзном разделении труда С. э.
р. выделяется прежде всего как хлопковая база страны; основное ядро
экономики района составляет хлопковый межотраслевой комплекс, в состав
к-рого входят хлопководство, отрасли, перерабатывающие его продукцию и
создающие материально-технич. средства для его развития. На этот комплекс
приходится св. 30% пром. продукции. Район даёт 90% хлопкового волокна,
17% растит, масла, 100% машин для хлопководства и ровничных машин, св.
90% хлопкоочистит. оборудования, 28% прядильных машин, более 8% азотных
и фосфатных удобрений, большое кол-во оборудования для ирригационных и
земляных работ. По произ-ву хл.-бум. тканей-на 2-м месте в СССР (после
Центрального р-на), однако достигнутый уровень их произ-ва ещё не полностью
обеспечивает потребности района.
На базе использования богатых ресурсов
газа, нефти и гидроэнергии быстро развивается другой межотраслевой комплекс
- энергетический. По добыче газа (77,2 млрд. м3в 1974)
район занимает 1-е место в СССР (почти 30% общесоюзной добычи); крупнейшие
газовые промыслы в Узб. CCP и Туркм. CCP. Наряду с тепловыми электростанциями
работают и строятся крупные ГЭС, имеющие комплексное ирригационно-энергетич.
значение (Нурекская, Токтогульская). Растут энергоёмкие произ-ва цветной
металлургии и органич. синтеза.
В цветной металлургии развиты произ-во
сурьмы, ртути (1-е и 2-е места в стране - Кирг. CCP, Тадж. CCP), золота,
меди, цинка, вольфрама, свинцовых концентратов. Развивается алюм. пром-сть
(Тадж. CCP). На базе ископаемого сырья (иод и бром, сера, сульфат натрия
и т. доработают горно-хим. предприятия (Туркм. CCP).
В машиностроении, помимо продукции, обеспечивающей
хлопковый комплекс, район производит электротехнич. оборудование и кабельные
изделия, металлорежущие станки, хим. оборудование, мостовые краны, сеноуборочные
машины. Большинство маш.-строит, предприятий размещается в гг. Ташкенте
и Фрунзе.
Из отраслей лёгкой пром-сти выделяются
шёлковая (2-е место в СССР, после Центрального р-на), ковровая, кожевенная,
быстро растут швейная, обувная; в пищевой пром-сти, кроме маслобойно-жировой,-
плодоовощная и винодельческая.
Основная тенденция в структуре пром-сти
- увеличение доли тяжёлой пром-сти при уменьшении роли лёгкой и пищевой
отраслей, хотя по абс. показателям валовой продукции последние стоят впереди
(56% против 44%).
В с. х-ве (включая личное подсобное X-BO)
в 1974 было 40% всего занятого населения. Валовая продукция с. х-ва увеличилась
в 1973 против 1913 в 3,5 раза, 2/з её даёт земледелие. С.-х.
угодья составляют 70 млн. га (1974), из них на пашню приходится
ок. 10%. По площади орошаемых земель район стоит на 1-м месте в стране;
орошается 5,3 млн. га (вдвое больше, чем в дореволюц. период). Дополнительно
по характеру рельефа и почвенного покрова может быть орошено до 12 млн.
га (собственными водными ресурсами можно обеспечить только 8-8,5 млн. га)
при
условии резкого улучшения использования воды.
Дальнейшее развитие орошаемого земледелия
потребует переброски части стока рек Сибири.
Ок. 2/ Ок. 9/10 с.-х. угодий составляют пастбища.
В 1974 имелось 6 тыс. км
Во внутриреспубликанских связях, особенно
Внутренние различия. В пределах С. э. р.
ок. 60% орошаемых посевов и даёт 45% продукции с. х-ва. По сравнению с
дореволюц. периодом урожайность хлопчатника выросла в 2,5 раза, достигнув
29,5 ц/га. Валовые сборы хлопка-сырца увеличились более чем в 11
раз (7,5 млн. m в 1974, из них 5,3 млн. т в Узбекистане). Зерновые
культуры (кроме риса и кукурузы) возделывают гл. обр. на богарных землях.
На район приходится 90% общесоюзного произ-ва хлопка-сырца, 17% риса, 22%
табака. Во многих крупных долинах издавна занимаются виноградарством, садоводством,
бахчеводством, овощеводством .
На их основе исторически сложилось второе (после хлопководства) направление
специализации с. х-ва - овцеводческое. По поголовью овец (24,3 млн. на
1 янв. 1975) район занимает 2-е место в СССР (после Казахстана). В долинных
районах разводят кр. рог. скот, с древнейших времён занимаются шелководством.
С.э. р. даёт почти 55% общесоюзного произ-ва каракуля, 16% шерсти, 77%
шелковичных коконов.
жел. дорог;
все экономически развитые и густонаселённые части района соединены между
собой единой ж.-д. сетью, к-рая обеспечивает ок. 80% межрайонных и межреспубликанских
связей. Развивается новый вид транспорта - трубопроводный (газопроводы
на Урал, в Юж. Казахстан и Центр). Межрайонный обмен имеет меньшее значение
в перевозках, чем по стране в целом. Наибольшее количество грузов (ок.
30%) идёт из Казахстана (уголь, чёрные металлы, зерно, фосфориты и фосфатные
удобрения, цемент). Вост. Сибирь - гл. поставщик лесоматериалов, занимающих
по весу 1-е место среди всех прибывающих грузов. В значит, количествах
грузы поступают также из Зап. Сибири, с Урала (нефтепродукты, уголь, прокат
чёрных металлов) и из Закавказья. Гл. грузы, вывозимые из района,- нефть,
нек-рые нефтепродукты и хлопковое волокно. Вывозятся также цветные и редкие
металлы, хлопковое масло, шерсть, сульфат натрия, отдельные виды машин.
Почти 1/3 вывоза идёт по Каспийскому м. (нефтеналивным флотом и паромной
переправой Красноводск - Баку), св. 2/з - по жел. дороге. Район
имеет отрицательный трансп. баланс: ввоз, вследствие преобладания тяжёлых,
массовых грузов, превышает вывоз в 1,7-1,8 раза. Развитие в каждой союзной
республике Cp. Азии специфич. отраслей х-ва создаёт основу для активных
внутрирайонных связей. Доля их в ж.-д. перевозках составляет почти 2/з
по прибытию и 3/4 по отправлению.
в горных р-нах, гл. роль играет автомоб. транспорт. Протяжённость автомоб.
дорог с твёрдым покрытием 55,7 тыс. км (1975).
выделяются 3 части: долинно-предгорная зона, где сконцентрирована осн.
часть населения, все крупные города, интенсивное с. X-BO и обрабатывающая
пром-сть; горная - животноводство и горно-рудная пром-сть; пустынная -
каракулеводство, газовая и нефт. пром-сть. Лит.: Средняя Азия. Экономико-географическая
характеристика и проблемы развития хозяйства, M., 1969; Среднеазиатский
экономический район, M., 1972. В. Ф. Павленко.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я