СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛАДЫ

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛАДЫ церковные лады,
наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения - двенадцати) ладов, лежащих
в основе проф. (гл. обр. церк.) музыки зап.-европ. средневековья. С. л.
использовались и в многоголосной музыке Возрождения. Для обозначения С.
л. первоначально служил порядковый номер пары С. л., объединявшей главный
автентический лад и производный плагальный, затем порядковый номер каждого
из С. л.; использовались лишь названия др.-греч. ладов, однако отнесённые
уже к другим звукорядам:


Осн. категории С. л.- финалис (конечный
тон), амбитус (объём звукоряда) и (в мелодиях, связанных с псалмодированием)
реперкусса (тон повторения, псалмодирования, в нотных примерах обозначен
белой нотой в середине звукоряда). Каждый из С. л. обладал своими характерными
мелодич. формулами-попевками. Пример мелодии в одном из С. л.:


Антифон Vespere autem. Тон VIII.


В светской и нар. музыке средневековья
(и Возрождения), по-видимому, существовали и др. лады, однако они игнорировались
муз. теорией, находившейся в руках церкви. Лишь в сер. 16 в. в систему
С. л. были включены ещё четыре лада:


Каждому из С. л. приписывался свой характер
выразительности. Ю. H. Холопов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я