СРЕДНЕЕ МЕСТО ЗВЕЗДЫ

СРЕДНЕЕ МЕСТО ЗВЕЗДЫ положение
(координаты) точки небесной сферы, соответствующее реальному (геометрическому)
направлению на звезду и отнесённое к ср. полюсу мира и ср. точке весеннего
равноденствия (система ср. небесных координат). С. м. з. в системах ср.
координат, определённых для той или иной эпохи, в качестве к-рой обычно
выбирают начало года (1900.0, 1950.0, 1976.0 и т. п.), публикуются в звёздных
каталогах и астрономических ежегодниках.


В результате астрометрич. наблюдений той
или иной звезды - после исправления инструментальных ошибок, учета влияния
атмосферной рефракции и ряда др. факторов, изменяющих положение светил
на небесной сфере,- определяют направление, отличающееся от реального направления
на звезду на угол, зависящий от суммарного влияния годичной и суточной
аберрации (см. Аберрация света). Этому направлению на небесной сфере
соответствует точка, положение (координаты) к-рой в истинной системе небесных
координат [отнесённой к истинным (мгновенным) полюсу мира и точке весеннего
равноденствия] наз. видимым местом звезды. Положение точки небесной сферы,
соответствующей реальному направлению на звезду, в системе истинных координат
наз. истинным местом звезд ы.


Для того чтобы по полученному в результате
наблюдений видимому месту звезды вычислить её истинное место, в первое
вводят поправки, соответствующие величинам годичной и суточной аберрации.
Для перехода от истинных мест к ср. местам осуществляют поворот координатной
системы на углы, соответствующие нутационному смещению (см.
Нутация)
в
момент наблюдений и прецессии за промежуток времени между выбранной
эпохой ср. координат (эпохой каталога) и моментом наблюдений (см. Полюсы
географические).



Понятия "среднее место" и "истинное место"
справедливы также и для искусств, спутников Земли. Однако поскольку в движении
спутников Земли относительно наблюдателя отсутствует составляющая, равная
скорости движения Земли по орбите вокруг Солнца (именно эта скорость является
причиной годичной аберрации), применение термина "видимое место" по отношению
к спутникам Земли не имеет смысла.


Лит.: Справочное руководство по
небесной механике и астродинамике, M., 1971. E рп ыл е в H. П., К вопросу
о некоторых терминах и обозначениях в спутниковой астрометрии, в сб.: Проблемы
спутниковой астрометрии, M., 1972. H. П. Ерпылев.

<СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, традиционное
название основной ступени образования в системах просвещения большинства
стран. Назв. "С. о." возникло в процессе дифференциации уровней образования
(начальное, среднее, высшее). Наиболее чётко как промежуточная ступень
между начальным (элементарным) и высшим (университетским) образованием
оформилось к концу ср. веков в связи с прогрессом производства, науки,
культуры. В 15-16 вв. сложилась система С. о., получившая назв. классического
образования,
с осн. типом уч. заведений - гимназиями. В 18 в.
наряду с классическим получило распространение реальное образование,
к-рое
давали гл. обр. реальные училища. В 19 - нач. 20 вв. эти направления
С. о. были приняты в системах просвещения большинства стран. В дореволюц.
России общее С. о. давали прежде всего гимназии, реальные и коммерческие
училища.



Существует общее и спец. С. о. О бщ е е
С. о. имеет целью вооружить уч-ся систематизированными знаниями основ наук,
умениями и навыками, необходимыми для деятельности в различных областях
нар. х-ва, культуры и быта, а также для получения спец. образования (проф.-технич.,
среднего, высшего). Общее С. о. осуществляется в средней общеобразовательной
школе,
в СССР и ряде др. стран - также в профессионально-технических
учебных заведениях
(наряду с проф. подготовкой) и средних специальных
учебных заведениях
(как база для получения специальности).


Специальное С. о. складывается из общего
С. о. и комплекса теоретич. и практич. знаний, проф. навыков и умений в
области определённой специальности (о развитии и содержании отраслей спец.
С. о. см. в ст. Среднее специальное образование и в статьях об отраслях
спец. образования, напр. Горное образование, Медицинское образование).


Содержание и задачи общего и спец. С. о.
изменяются в зависимости от требований обществ, производства, обусловливаются
обществ, отношениями, состоянием науки, техники, культуры, а также уровнем
развития народного образования и пед. науки. В СССР и др. социалистич.
странах общедоступное С. о. в органич. связи с коммунистич. воспитанием
направлено на всестороннее развитие личности. В капиталистич. странах С.
о. носит классовый характер, проникнуто бурж. идеологией, во многих странах
малодоступно широким массам трудящихся.


О состоянии и структуре С. о. в отд. странах
см. разделы Народное образование, Просвещение в соответствующих статьях.
Э.
О. Конокотин.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я