СТАЛЬНОЙ МОСТ
мост
со стальным
пролётным строением. С. м. под автомоб. дорогу сооружают преим. при больших
пролётах (более 100-200 л); под жел. дорогу - начиная с пролётов 40-50
м.
Общий вид балочного стального моста "Европа"
на автостраде Мюнхен - Рим.
Осн. статич. схемы С. м.: балочная (наиболее
распространена), арочная и висячая (вантовая). С. м. могут иметь как стальную,
так и железобетонную плиту проезжей части; в последнем случае её включают
в совместную работу со стальным пролётным строением (мосты такого типа
наз. сталежелезобетонными). Опоры С. м. обычно делают массивными, чаще
всего из бетона или железобетона. В особо высоких мостах и путепроводах
надземные (или надводные) части опор иногда делают стальными.
В практике стр-ва С. м. используют в основном
стандартные элементы из строит, стали, выпускаемые металлургич. пром-стью:
листы, уголки, двутавры, швеллеры и др., а также высокопрочную проволоку,
тросы и канаты. Наиболее ответственные сооружения выполняют из сталей повышенной
прочности (с легирующими добавками). Конструкции С. м. обычно изготовляют
на специализированных з-дах (в виде отд. сборных элементов и узлов, к-рые
собираются на месте стр-ва). Существ, преимущества С. м. перед мостами
из др. материалов - лёгкость конструкции, индустриальность изготовления
и монтажа - обусловили их широкое распространение: большинство совр. крупных
мостов, построенных во мн. странах, выполнено из стали (рис.). Конструкции
С. м. должны быть надёжно защищены от коррозии; с этой целью применяют
их многослойную окраску (периодически обновляемую) или спец. защитные покрытия.
м.
E. Гибшман.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я