СТАНИСЛАВСКИЙ

СТАНИСЛАВСКИЙ (наст. фам,- Алексеев)
Константин Сергеевич [5(17). 1.1863, Москва,-7.8.1938, там же], советский
актёр, режиссёр, педагог, теоретик театра, нар. арт. СССР (1936). С. заложил
фундамент совр. науки о театре, создал школу, направление, представляющие
собой новый этап в развитии сценич. реализма (см. Станиславского система).


Родители С. принадлежали к прогрессивным
торг.-пром. кругам, из к-рых вышли близкие семье Алексеевых крупнейшие
деятели рус. культуры - П. M. Третьяков, А. А. Бахрушин, С. И. Мамонтов
и др. В 1877 С. впервые выступил на домашней сцене. Вскоре образовался
"Алексеевский кружок", ставивший переводные водевили, оперетты. С. сыграл
здесь много ролей с пением и танцами. В 1888 основал (совм. с реж. А. Ф.
Федотовым, певцом и педагогом Ф. П. Koмиссаржевским) Общество искусства
и литературы.
Исполнил здесь роли Барона ("Скупой рыцарь" Пушкина),
Анания Яковлева ("Горькая судьбина" Писемского), Фердинанда ("Коварство
и любовь" Шиллера) и др. Одарённый большим талантом, яркостью воображения,
редким обаянием, сценичной внешностью, непрестанно совершенствуя мастерство,
С. приобрёл славу выдающегося актёра своего времени. В первых же режиссёрских
работах он стремился порвать с обветшалыми традициями, найти более тонкие
средства для передачи художественной правды на сцене ("Плоды просвещения"
Л. H. Толстого, 1891; "Потонувший колокол" Гауптмана, 1898, и др.). В 1898
С. вместе с В. И. Немировичем-Данченко основал Моск. Художеств, театр (MXT,
см. Московский Художественный академический театр), в труппу к-рого
вошли актёры Общества искусства и лит-ры и ученики Немировича-Данченко
по Муз.-драматич. уч-щу Моск. филармонич. об-ва. Первый спектакль -"Царь
Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого (1898, пост. С. и А. А. Санина).


K. С. Станиславский.


Подлинное рождение MXT и вместе с ним нового
направления в мировом сценич. иск-ве связано с пост. "Чайки" Чехова (1898,
реж. С. и Немирович-Данченко). Затем были поставлены "Дядя Ваня" (1899),
"Той сестры" (1901), "Вишнёвый сад" 904) Чехова. Поняв жизненную правду
и поэтичность, новаторскую сущность драматургии Чехова, С. и Немирович-Данченко
нашли особую манеру ее исполнения, открыли новые приёмы раскрытия духовного
мира совр. человека. Успех постановок определялся ансамблем всех участников
спектакля, объединённых единым творческим методом и общностью понимания
идеи пьесы: игра актёров, декорации, свет, звуковое оформление создавали
неразрывное целое, единый художеств, образ. В 1902 С. поставил пьесы M.
Горького "Мещане" и "На дне" (совм. с В. И. Немировичем-Данченко), пронизанные
предчувствием назревавших ре-волюц. событий. С драматургией Горького (по
определению С.) связана обществ.-политич. линия в репертуаре MXT: в спектакле
"Мещане" впервые вышел на сцену новый герой-рабочий, призывающий бороться
за преобразование общества. Новаторскими по режиссуре были поставленные
С. и Немировичем-Данченко произв. рус. классики: "Горе от ума" Грибоедова
(1906), "Где тонко, там и рвётся" Тургенева (1912), "Село Степанчиково"
по Достоевскому (1917), а также "Месяц в деревне" Тургенева (1909, пост.
С. и И. M. Москвина), "Синяя птица" Метерлинка (1908, совм. с Л. А. Сулержицким
и Москвиным). В период распространения различных декадентских течений С.
поставил в условно-символистском плане "Драму жизни" Гамсуна и "Жизнь человека"
Андреева (обе в 1907), но эти спектакли убедили его в губительном воздействии
на иск-во актёра нарочитой, искусственной стилизации. Актёрский талант
С. проявился в разноплановых сценич. образах. Пафосом борьбы с ложной моралью
и эгоистич. интересами бурж. общества был проникнут образ доктора Штокмана
["Доктор Штокман" ("Враг народа") Ибсена, пост. С. и В. В. Лужского]. С
подлинно горьковским романтизмом, размахом сыгран Сатин ("На дне"). Лирич.
обаянием, глубокой человечностью, духовной стойкостью отличались чеховские
герои С.: Астров ("Дядя Ваня"), Вершинин ("Три сестры"). Сатирич. дарование
С. проявилось в ролях Фамусова ("Горе от ума" Грибоедова), Крутицкого ("На
всякого мудреца довольно простоты" Островского), Аргана ("Мнимый больной"
Мольера).


С 1900-х гг. С. активно разрабатывал учение
о творчестве актёра - актёрскую технику и метод работы над пьесой и ролью.
Вместе
с Л. А. Сулержицким он организовал при MXT 1-ю Студию (1912), чтобы в работе
с молодёжью проверить и утвердить свою систему.


Победа Окт. революции 1917 определила новый
этап деятельности С. как режиссёра, педагога и теоретика сценич. иск-ва.
Спектакли, созданные им в сов. время, отличались не только глубиной и оригинальностью
режиссёрского замысла, совершенством сценич. воплощения, но и социальной
заострённостью: "Горячее сердце" Островского (1926), "Безумный день, или
Женитьба Фигаро" Бомарше (1927). Важной вехой в развитии сов. театра и
утверждении в нём метода социалистич. реализма стал поставленный под рук.
С. (реж. И. Я. Судаков) спектакль"Бронепоезд 14-69" Bc. Иванова (1927).
С. руководил постановкой спектаклей "Унтиловск" Леонова (1928), "Мёртвые
души" по Гоголю (1932), "Таланты и поклонники" Островского (1933) и др.


С. стремтся осуществить реформу сценич.
иск-ва и в области муз. театра. В 1918 возглавил Оперную студию Большого
театра, выросшую в Оперную студию-театр, затем - в Оперный театр им. К.
С. Станиславского (пост. "Евгений Онегин" Чайковского, 1922, "Царская невеста"
Римского-Корсакова, 1926; впоследствии Музыкальный театр имени К.
С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 1935 создал Оперно-драматич.
студию.


С. никогда не прекращал поисков более совершенных
путей сценич. творчества. К нач. 30-х гг. он стоял на пороге новых открытий,
вновь приступив к студийной и экспериментальной работе.


Деятельность С., наиболее полно и цельно
воплотившего идеи сценич. реализма, оказала огромное влияние на советскую
режиссёрскую и актёрскую школу, способствовала возникновению различных
театральных направлений. По признанию крупнейших мастеров зарубежной сцены,
весь совр. театр использует наследие С. Награжден орденом Ленина, орденом
Трудового Красного Знамени.


В Москве в доме, где жил К. С. Станиславский,
в 1948 организован музей.


Илл. см. на вклейке, табл. XXX (стр. 384-385).


Соч.: Собр. соч., т. 1 - 8, M., 1954-61.


Лит.: Эфрос H. E., К. С. Станиславский,
П., 1918; Г у р е в и ч Л., Девять ролей К. С. Станиславского, "Театр",
1938, № 9; О Станиславском. Сб. воспоминаний. 1863- 1938, M., 1948; Прокофьев
В., На последних репетициях К. С. Станиславского, "Театр", 1948, № 1; его
же, К. С. Станиславский о творческом процессе актера, там же, 1948, № 3;
Кристи Г., Работа Станиславского в оперном театре, M., 1952; Наследие Станиславского
и практика советского театра. Сб. статей, M., 1953; К р ыжидкий Г., Великий
реформатор сцены, M., 1962; Марков П.,О Станиславском, "Театр", 1962, №
1; Станиславский. Писатели, артисты, режиссёры о великом деятеле русского
театра, M., 1963; Луначарский А. В , Собр соч., т. 3, M., 1964; Полякова
E., Станиславский - актёр, M., 1972; Виноградская И., Жизнь и творчество
К. С. Станиславского. Летопись в 4-х томах. 1863-1938, т. 1-3, M., 1971-1973;
Строева M. H., Режиссёрские искания Станиславского. 1898-1917, M., 1973;
Сибиряков H. H., Мировое значение Станиславского, M-, 1974.

В. H. Прокофьев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я