СТАНИСЛАВСКОГО СИСТЕМА
условное
наименование теории и методологии сценич. творчества, разработанных К.
С. Станиславским. Задуманная как практич. руководство для актёра
и режиссёра, С. с. приобрела значение эстетической и профессиональной основы
иск-ва сценического реализма. В противоположность ранее существовавшим
театр, системам, С. с. строится не на изучении конечных результатов творчества,
а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат. В ней впервые
решается проблема сознательного овладения подсознательными творческими
процессами, исследуется путь органнч. перевоплощения актёра в образ.
С. с. возникла как обобщение творческого
и педагогич. опыта Станиславского, его театр, предшественников и современников,
выдающихся деятепей мирового сценич. иск-ва. Он опирался на традиции А.
С. Пушкина, H. В. Гоголя, A. H. Островского, M. С. Щепкина. Особое влияние
на формирование эстетич. взглядов Станиславского оказала драматургия А.
П. Чехова и M. Горького. Развитие С. с. неотделимо от деятельности Моск.
Художеств, театра (см. Московский Художественный академический театр)
и
его студий, где она прошла длит, путь экспериментальной разработки и проверки
практикой. В сов. время С. с. под воздействием опыта строительства социалистич.
культуры оформилась в стройную научную теорию сценич. творчества.
С. с. является теоретич. выражением того
реалистич. направления в сценич. иск-ве, к-рое Станиславский назвал и скусством
переживания, требующим не имитации, а подлинного переживания в момент творчества
на сцене, создания заново на каждом спектакле живого процесса по заранее
продуманной логике жизни образа. Раскрыв самостоятельно или при помощи
режиссёра осн. мотив ("зерно") произв , исполнитель ставит перед собой
идейно-творческую цель, назв. Станиславским сверхзадачей. Действенное стремление
к достижению сверхзадачи он определяет как сквозное действие актёра и роли.
Учение о сверхзадаче и сквозном действии - основа С. с. Оно выдвигает на
первый план роль мировоззрения художника, устанавливает неразрывную связь
эстетич. и этич. начал в иск-ве. Целенаправленное, органич. действие актёра
в предлагаемых автором обстоятельствах пьесы - основа актёрского иск-ва.
Сценич. действие представляет собой психофизический процесс, в к-ром участвуют
ум, воля, чувство актёра, его внеш. и внутр. артистич. данные, назв. Станиславским
элементами творчества. К ним относятся воображение, внимание, способность
к общению, чувство правды, эмоциональная память, чувство ритма, техника
речи, пластика и т. д. Постоянное совершенствование этих элементов, вызывающих
у исполнителя подлинное творческое самочувствие на сцене, составляет содержание
работы актёра над собой. Другой раздел С. с. посвящён работе актёра над
ролью, завершающейся органическим слиянием актёра с ролью, перевоплощением
в образ. В 30-е гг., опираясь на материалистическое мировоззрение, на учение
о высшей нервной деятельности И. M. Сеченова, И. П. Павлова, Станиславский
пришёл к признанию ведущего значения физич. природы действия в овладении
внутр. смыслом роли. Метод работы, сложившийся в последние годы жизни Станиславского,
получил условное наименование метода физических действий. Особое внимание
уделял режиссёр проблеме словесного действия актёра в роли и овладения
текстом автора. Чтобы сделать слово подлинным орудием действия, он предлагал
переходить к словесному действию лишь после укрепления логики физич. действий,
предшествующих произнесению слов. Прежде чем заучивать и произносить слова
автора, надо возбудить потребность в их произнесении, понять причины, их
порождающие, и усвоить логику мыслей действующего лица. Крупнейшее теоретич.
достижение сов. театра, С. с. способствовала утверждению метода социалистич.
реализма в сценич. иск-ве. Обогащённая и углублённая принципами коммунистич.
партийности, народности, С. с. составляет основу воспитания актёра и художеств,
практики театров Советского Союза. Не считая свою систему завершённой,
Станиславский призывал учеников и последователей продолжать и развивать
начатую им работу по исследованию закономерностей сценич. творчества, указал
путь его развития. Театр, идеи Станиславского, его эстетика и методология
получили огромное распространение во всём мире.
Лит.: Станиславский К. _С., Работа
актёра над собой. Работа актёра над ролью, Собр. соч., т. 2 - 4, M., 1954-57;
Топорков В., К. С. Станиславский на репетиции, M.- Л., 1949; Горчаков H.,
Режиссёрские уроки К. С. Станиславского, 3 изд., M., 1952; Абалкин H.,
Система Станиславского и советский театр, 2 изд., M., 1954; К небе ль M.,
О действенном анализе пьесы и роли, M., 1961; Блок В., Система Станиславского
и проблемы драматургии, M., 1963; Кристи Г., Воспитание актёра школы Станиславского,
M., 1968; ПрокофьевВ. H., В спорах о Станиславском, 2 изд., M., 1976. См.
также лит. при ст. Станиславский
К. С.
В. H. Прокофьев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я