СТАНОСТРОЕНИЕ
отрасль металлургич.
машиностроения, занимающаяся конструированием, изготовлением н сдачей в
эксплуатацию прокатных, трубосварочных, волочильных и профилегибочных станов.
Как специализир. отрасль С. создавалось на базе заводов тяжёлого машиностроения.
В СССР для этой цели в сер. 30-х гг. были использованы Старокраматорский
маш.-строит, з-д (после реконструкции) и вновь построенные з-ды тяжёлого
машиностроения - Уральский (в Свердловске) и Новокраматорский. Во время
Великой Отечеств, войны 1941-45 и в первые послевоен. годы были сооружены
ещё 4 з-да (в Алма-Ате, Орске, Иркутске и Электростали). Кроме того, в
Москве в 1959 был создан головной ин-т в области С.- Всесоюзный н.-и. и
проектно-конструкторский ин-т (ВНИИМЕТМАШ) с опытным з-дом. Организация
С. на неск. з-дах позволила специализировать их по разным видам станов
(напр., изготовление трубных станов сосредоточено в Электростали, а волочильных
- в Алма-Ате и Иркутске).
С. характеризуется большим многообразием
создаваемых машин, к-рое обусловлено тем, что стан обычно представляет
собой автоматич. поточную систему машин, выполняющих не только осн. операции,
но и вспомогательные (нагрев, резка, правка, сматывание в бунты, контроль
качества продукции и т. п.), в т. ч. транспортные. Многообразие машин обусловлено
также большой номенклатурой изделий, изготовляемых на станах. Так, валки
станов для прокатки толстых и широких листов имеют длину бочки (рабочей
части) более 5 м и диаметр более 2 м, в то время как валки
станов для прокатки тончайших лент (толщиной неск. мкм)
могут быть
длиной ок. 100 мм и диаметром ок. 5 мм. Мощность электропривода
в первом случае может доходить до неск. десятков тысяч квт,
а во
втором составляет 20-50 квт. В связи с этим С. в одних случаях представляет
собой тяжёлое машиностроение, в задачу к-рого входят производство отливок
и поковок массой 150-250 т и их последующая отработка, а в других
- прецизионное, при к-ром применяются особо точные станки, работающие при
кондиционированной атмосфере цеха.
Изготовление крупных прокатных или трубосварочных
станов, как правило, является индивидуальным или редко повторяемым. мн.
виды станов небольшого размера (напр., станы для холодной прокатки полосы
или труб, волочильные станы, станы для сварки труб диаметром до 100-150
мм)
изготовляются
серийно.
Лит.: Жигалин В. Ф-, Тяжёлое, энергетическое
и транспортное машиностроение к 50-летию Советской власти, "Вестник машиностроения",
1967, № 11; Целиков А. И., Советское металлургическое машиностроение за
50 лет, там же.
А. И. Целиков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я