СТАРООБРЯДЧЕСТВО

СТАРООБРЯДЧЕСТВО религ.-обществ,
движение, возникшее в России в сер. 17 в. в связи с укреплением офиц. гос.
православной церкви и унификацией церк. обрядов, проводившихся патриархом
Никоном.
Отделение последователей С. от офиц. церкви (см. Раскол)
происходило
под знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, "древлего благочестия".
Старообрядцы, создававшие собственные, обособленные от"никониян" общины,
не признавали новых икон, исправленных офиц. церковью богослужебных книг,
новых обрядов (напр., троеперстия вместо прежнего двоеперстия при совершении
"крестного знамения" и др.). При нек-рых общинах создавались старообрядч.
школы - "грамотицы". С. с самого начала не было единым. К кон. 17 - нач.
18 вв. распалось на многие течения, получившие названия "толков" и "согласий",
существенно отличавшихся друг от друга. С. разделилось на поповщину
и
беспоповщину.
Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церк. таинств.
Осн. р-ны распространения поповщины - Керженские леса, Стародубье, Дон,
Кубань; беспоповщины - в основном на С. государства. Беспоповцы отрицали
необходимость духовной иерархии и некоторых таинств. По мере того как старообрядческие
общины втягивались в рыночные отношения, в них росло предпринимательство;
из среды старообрядцев выделялась купеческая верхушка. Постепенно большинство
старообрядч. согласий утратило оппозиц. характер по отношению к царской
власти и офиц. церкви. Особенно это относится к поповщине, из к-рой вышло
много купцов и предпринимателей. В 1800 часть старообрядцев-поповцев пошла
на соглашение с офиц. церковью. Сохранив свою обрядность, они подчинились
местным епархиальным архиереям. Поповцы, не пожелавшие идти на примирение
с офиц. церковью, создали свою церк. организацию. В сер. 19 в. они признали
своим главой боснийского архиепископа Амвросия, к-рый центром старообрядч.
организации сделал Белокриницкий монастырь (Австрия, ныне терр. Черновицкой
обл. УССР). В 1853 была создана Моск. старообрядческая архиепископия, ставшая
вторым центром старообрядцев Белокриницкой иерархии.
Часть общины
поповцев, к-рые стали наз. беглопоповщиной (они принимали "беглых" попов,
т. е. перешедших к ним из господствующей церкви), не признала Белокриницкую
иерархию. В беспоповщине наряду с более или менее умеренными согласиями
по мере роста дифференциации внутри общин возникали крайние толки. К кон.
17 в. на С. вокруг Выговской общины сложился наиболее умеренный
в беспоповщине поморский толк. На С.-З. распространилась федосеевщина (её
центр с 70-х гг. 18 в.- Преображенское кладбище в Москве), порвавшая с
поморянами. В 1-й пол. 18 в. от поморского толка откололись
филипповцы,
проповедовавшие
необходимость самоуморений и самосожжений. Отдельно существовала нетовщина
(или Спасово согласие), к-рая отрицала все таинства и призывала своих последователей
к самосожжениям. Беспоповщина в нек-рых своих крайних толках (напр., "бегуны")
смыкалась с сектантством. Поместный собор рус. православной церкви 1971
принял решение о более лойяльном и терпимом отношении к старообрядцам,
но эта мера не привела к их примирению с ортодоксальным православием. В
СССР существует 3 осн. ветви "древлеправославного старообрядчества": Белокриницкая
иерархия, беглопоповское и поморское, или беспоповское, согласия.


Лит. см. при ст. Раскол. В. С.
Шульгин.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я