СТАРТЕР
(англ, starter, от start
- начинать, пускать в ход), основной агрегат пусковой системы двигателя,
раскручивающий его вал до частоты вращения, необходимой для запуска.
Основные узлы С.- двигатель, редуктор, устройства сцепления и расцепления
с валом основного двигателя, пусковое устройство (для С., к-рые не могут
запускаться самостоятельно, напр, бензиновых, турбоком-прессорных). По
принципу работы С. подразделяются на инерционные, прямого действия и комбинированные.
В инерц. С. раскручивается .сначала маховик, в к-ром накапливается энергия,
обеспечивающая прокрутку вала осн. двигателя при сцеплении его с валом
С. С. прямого действия раскручивает непосредственно вал осн. двигателя.
Различают С. электрич., турбостартеры, пневматич., гидравлич., бензиновые
(см. Пусковой двигатель) и др.
Электрич. С. представляет собой, как правило,
высокооборотный (до 13 000 об/мин) постоянного тока электродвигатель.
К
электрич. С. относится также С.-генератор, к-рый при запуске работает как
С., а при работе двигателя используется как генератор для выработки электрич.
энергии (см. Постоянного тока генератор); в отличие от С. др. типов,
он не отсоединяется от вала осн. двигателя после запуска. Мощность олектрич.
С. достигает 25 квт (35 л. с.), рабочее напряжение - от 12
до 112 в.
В турбостартере в качестве двигателя используется
турбина, приводимая во вращение воздухом или газами, полученными при сжигании
топлива (см. Газовая турбина). В зависимости от источников питания
различают воздушные, топливовоздушные, твердотопливные и жидкостные турбостартеры.
В воздушном С. турбина вращается сжатым воздухом; мощность достигает 110
квт
(150 л. с.). Топ ливовоз душный С. (газотурбинный или турбокомпрессорный)
- малогабаритный газотурбинный двигатель; развивает мощность до
300 кет (400 л. с.). В бескомпрессорных топливовоздушных
турбостартерах сжатый воздух для сгорания топлива подается из баллонов.
В твердотопливном турбостартере (пороховом или пиротурбинном) турбина работает
на продуктах сгорания порохового заряда, а в жидкостном - на продуктах
сгорания (разложения) однокомпонентного жидкого топлива. Мощность последних
2 типов С.- до 300 квт (400 л. с.).
Гидравлич. и пневматич. С. обычно представляют
собой насосы или компрессоры, работающие как двигатели при подводе к ним
жидкости или воздуха с высоким давлением.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я