СТАТИСТИКА КУЛЬТУРЫ
отрасль
социальной
статистики, изучающая явления и процессы, характеризующие культурный
уровень жизни народа. В зависимости от объектов изучения и свойственных
им специфич. особенностей статистич. наблюдения С. к. делится на ряд разделов:
1) школьная статистика. Охватывает общеобразоват. школы всех видов - дневные
начальные, восьмилетние, средние школы для детей, школы для обучения работающей
молодёжи, школы для детей с дефектами умственного и физич. развития и др.;
2) статистика дошкольных учреждений и учреждений внешкольного воспитания.
Охватывает сеть детских садов и яслей, детских домов разных типов, станции
юных техников и натуралистов, дворцы и дома пионеров, детские спортивные
школы, парки и стадионы, летние площадки для школьников, муз. и художеств,
школы; 3) статистика подготовки кадров специалистов. Изучает развитие высшего
и среднего спец. образования, наличие уч. заведений, их размещение по стране,
численность и состав обучающихся с отрывом и без отрыва от произ-ва и выпуск
специалистов по различным специальностям; 4) статистика подготовки науч.
кадров. Изучает деятельность аспирантуры в стране, численность и состав
аспирантов, результаты защиты ими диссертаций и ряд др. вопросов, характеризующих
развитие подготовки науч. кадров в различных областях знания; 5) статистика
науч. учреждений и науч. работников. Изучает состояние и развитие н.-и.
учреждений, а также количеств, и качеств, состав науч. работников; 6) статистика
культ.-просвет, учреждений. Отражает деятельность клубных предприятий,
массовых библиотек, нар. ун-тов, музеев; 7) статистика искусств. Объединяет
статистику кино, статистику театров, включая самодеятельное искусство,
художественные коллективы, телевидение, радиовещание; 8) статистика печати.
Осн. показателем является выпуск книг, журналов, газет и др. печатной продукции;
9) статистика грамотности и уровня образования. Основывается на данных
переписей
населения.
С. к. в дореволюционной России сводилась
в основном к вопросам, связанным со статистикой школ и единовременным обследованием
нар. образования. Систематич. обследования школ проводились нек-рыми земствами.
В СССР С. к. получила широкое развитие и находит отражение в статистич.
сб. "Народное хозяйство СССР", в специальных сб-ках "Культурное строительство
в СССР", "Народное образование, наука и культура СССР" и др. Основным источником
сведений С. к. является текущая и годовая отчётность. Нек-рые показатели
определяются на основании спец. переписей и обследований, проводимых органами
гос. статистики.
В капиталистич. странах С. к. охватывает
лишь небольшой круг вопросов и ограничивается преим. наблюдением за состоянием
школьного образования. Статистика др. отраслей культуры и искусства ведётся
не во всех странах и не систематически. Междунар. Орг-ция по вопросам образования,
науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО) установила нек-рые общие правила ведения
статистики образования. Ею публикуются по мн.
странам краткие данные
по статистике образования, кино, радио, печати, однако мн. виды массовой
культ.-просвет. работы не находят отражения в этих публикациях.
Лит.: Богданов И. M., Статистика
культуры, M., 1950: Ежов А. И., Организация государственной статистики
в СССР, M., 1957, с. 115 - 18. Н.Я.Панфёрова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я