СТЕНДАЛЬ

СТЕНДАЛЬ (Stendhal) [псевд.;
наст, имя и фам. Анри Мари Б е и л ь (Beyle)] (23.1.1783, Гренобль,-23.3.1842,
Париж), французский писатель. Сын адвоката; воспитывался в семье деда,
гуманиста и республиканца. В 1799 поступил на службу в воен. мин-во. Участвовал
в итал. походе Наполеона I (1800). Выйдя в отставку, занялся самообразованием,
посещал театры и лит. кружки. Затем вернулся в армию и в качестве интенданта
наполеоновских войск (1806-14) исколесил почти всю Европу, был свидетелем
Бородинского сражения и бегства французов из России. После падения Наполеона
(1814) уехал в Италию, где поддерживал связи с вождями карбонариев, сблизился
с итал. романтиками, подружился с Дж. Байроном. С 1821 жил в Париже, сотрудничал
во франц. и англ, оппозиц. прессе. В 1830 стал франц. консулом в Триесте,
затем в Чивитавеккьи, где провёл последнее десятилетие своей жизни.



Первые произв. С. были посвящены музыке,
к-рую он называл своей "самой сильной" страстью. В работах "Жизнь Гайдна,
Моцарта и Метастазио" (1817), "Жизнь Россини" (1824) эстстич. вкусы и симпатии
С. выражены вполне определённо: он больше всего тяготел к итал. опере (Д.
Чимароза, Дж. Россини) с её мелодич. пением, искусством бельканто, к классич.
симфонизму И. Гайдна и В. А. Моцарта.


В кн. "История живописи в Италии" (т. 1-2)
и "Рим, Неаполь и Флоренция" (обе 1817) идеалистич. эстетика критикуется
с позиций культурно-ист, метода, развивается взгляд на иск-во как на средство
отображения и познания действительности. В дальнейшем С. не раз выступал
в роли блестящего популяризатора иск-ва ("Прогулки по Риму", 1829, и др.).
В 1822 С. опубл. трактат "О любви" - опыт конкретного психологич. анализа,
обогащённого личными переживаниями и наблюдениями.


Свидетельством активного участия С. в спорах
о романтич. и классич. направлениях в лит-ре служат две версии памфлета
"Расин и Шекспир" (1823 и 1825), в к-рых он, противопоставляя глубокое
и страстное иск-во У. Шекспира обветшалым догмам эпигонов классицизма,
требует отказа от пресловутых "трёх единств", создания новой драматургии,
современной по духу.


Стендаль.


Стендаль. "Красное и чёрное". Кадр из фильма.
Режиссёр К. Оглн-Лора 1954.


Защищая романтизм, С. в то же время
отвергает установки консервативных романтиков с их бегством от действительности
и идеализацией средневековья, мишурной экзотикой и, по сути дела, закладывает
основы реалистич. направления в лит-ре. Историзм в подходе к событиям,
правдивая обрисовка положений и характеров, глубокий анализ тончайших переживаний
человека, сатирич. изображение мирка светской черни - все эти черты реалистич.
метода С. наметились уже в его первом, ещё не свободном от нек-рого схематизма
романе "Арманс" (т. 1-3, 1827). В новелле "Ванина Ванини" (1829) сочувственно
обрисован итал. патриот-карбонарий.


Роман "Красное и чёрное" (1831) носит подзаголовок
"Хроника XIX века": в нём С. рисует широкую картину франц. общества накануне
Июльской революции 1830, обличая стяжательство буржуазии, мракобесие церковников,
судорожные попытки аристократии сохранить свои сословные привилегии. Но
главное в романе - это описание драматич. единоборства юного Жюльена Coреля
с самим собой: природная честность, врождённое великодушие и благородство,
возвышающие этого сына простого плотника над толпой окружающих его толстосумов,
ханжей и титулованных ничтожеств, вступают в противоречие с его честолюбивыми
помыслами, с попытками пробиться наверх любой ценой. Этот разлад между
жаждой власти и отвращением к низменной погоне за ней приводит героя к
гибели.


Ещё большей социальной остроты и обличит,
пафоса С. достигает в неоконченном романе "Люсьен Левей" (1834- 1836, опубл.
1929), где будни Июльской монархии, пришедшей на смену Реставрации,
предстают в виде трагикомич. фарса. Пользуясь приёмами гротеска. С. обнажает
отвратит, сущность гос. аппарата Луи Филиппа, в к-ром царят подкуп, клевета,
шантаж; показывает армию, выродившуюся в банду карателей, расправляющуюся
с восставшими рабочими; обличает приспособленчество части франц. интеллигенции.


В поисках цельных характеров, пламенных
страстей и героич. деяний, к-рым, по убеждению С., не было места в совр.
ему Франции, писатель обращается к старинным хроникам и эпизодам нац.-освободит,
борьбы итал. народа против австр. поработителей. Толчком для создания романа
"Пармская обитель" (1839) послужило как изучение хроник семейства Фарнезе,
так и восстание, на самом дс, е происшедшее в герцогстве Моденском и спровоцированное
самим герцогом. Перенеся место действия в Парму, С. превращает изображение
нравов этого крохотного полицейского roc-ва в символич. картину всей Европы
периода реакции после Наполеоновских войн. В романе с огромной силой
звучит тема свободолюбия, тема борьбы гордых и самоотверженных патриотов
за освобождение и воссоединение Италии.


Из тех же источников С. черпал сюжеты для
"Итальянских хроник" (создавались на протяжении 30-х гг.; отд. изд. 1855),
изображая в них незаурядные характеры эпохи Возрождения, моменты смертельной
вражды, взрывы стихийных чувств, столь далёкие от подёрнутых паутиной благонадёжности
и лицемерия нравов франц. аристократии и буржуазии сер. 19 в. Сатирич.
показу этих измельчавших, погрязших в обыденности людишек посвящены "Записки
туриста" (т. 1-2, 1838).


С. оставил немало произв., опубл. уже посмертно.
К ним относятся автобиографич. повести "Жизнь Анри Брюлара" (1835, изд.
1890) и "Воспоминания эготиста" (1832, изд. 1892), полные метких бытовых
зарисовок и тонких психологич. наблюдений, неоконч. роман "Ламьель" (1839-42,
изд. 1889, полностью 1928) и "Чрезмерная благосклонность губительна" (1839,
изд. 1912-13), композиционно примыкающие к циклу "Итальянских хроник",
а также дневники и обширная переписка.


Творчеству С. свойственно органич. сочетание
трезвости взгляда и воодушевляющей романтики, элементов критики и психологич.
глубины. Вся его лит. деятельность была подчинена стремлению отразить драматизм
жизни, создать пластически объёмные, полнокровные об разы, в к-рых запечатлены
мысли и страсти породившей их эпохи.


Заслуживший при жизни признание немногих
(П. Меримо, О. Бальзак, И. В. Гёте), С. был заново "открыт" во 2-й пол.
19 в. С тех пор не прекращается публикация его рукописей, посвящённых ему
монографий и периодич. изданий; ни одно поколение франц. писателей не проходит
мимо его творч. наследия. В 1933 в Гренобле, в квартире, где родился Анри
Бейль, был создан Музей Стендаля. Поставлено неск. фильмов экранизаций
произв. С., в т. ч. "Ванина Baнини" (1922), "Пармская обитель" (1948),
"Красное и чёрное" (1954).


В России соч. С. стали известны уже в 30-е
гг. 19 в.; ими восхищались А. С. Пушкин, Л. H. Толстой.


С о ч : [CEuvres completes], etabl. du
texte et pref. par H. Martineau, [V. 1 - 79], P., 1927 - 37; в рус. пер.-
Собр. соч., под ред. А. А. Смирнова и Б. Г. Реизова, т. 1 - 15, Л.- M.,
[1933] - 1950, Собр соч. в 15 тт. [Общая ред. и вступ. ст. Б. Г. Реизова],
т. 1 - 15, M., 1959.


Лит.. Луначарский А. В, Стендаль,
Собр. соч , т. 5, M., 1965; P е и з о в Б Г., Стендаль. Годы ученья, Л.,
1968; его же, Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика, Л., 1974;
Горький M., [ Пре дис л. ], в KH .: Виноградов А. К., Избр. произв., т.
1, Три цвета времени, M , 1960; Виноградов А. К., Стендаль и его время,
2 изд., M , I960; Э р е Н-6 у р г И., Уроки Стендаля, в его кн.. Французские
тетраДи, M , 1958; Фрид Я,, Стендаль. Очерк жизни и творчества, 2 изд.,
M., 1967; ПревоЖ., Стендаль, М.- Л., 1960; Th i b a u d е t A., Stendhal,
P., 1931; Martineau H , Petit dictionnaire stend-halien, P., 1948; "Europe",
1972, № 519 - 521 (номер посвящен Стендалю)


Ю. H. Стефанов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я