СТИЛЬ

СТИЛЬ языка, 1) разновидность языка
(стиль язык а), используемая в к.-л. типичной социальной ситуации - в быту,
в семье, в официально-деловой сфере и т. д.- и отличающаяся от др. разновидностей
того же языка чертами лексики, грамматики, фонетики.


Определение С. зависит от объёма самого
понятия "язык", а также от центр, понятия - норма языковая.
Если
нормой признаётся вообще правильная, неискажённая общенар. речь, то С.
определяется как разновидность общенар. языка (тогда С. будет также просторечие).
Если
же норма понимается более узко - лишь как литературно-правильная речь,
то С. определяется как разновидность лит. языка. Соответственно варьируется
и классификация С. При первом понимании выделяется центральный - нейтрально-разг.
С., по отношению к к-рому остальные С. характеризуются как стилистически
"отмеченные", окрашенные; при втором - под нейтральным пластом языка понимается
общая часть всех С., с к-рой в различной пропорции соединяются в каждом
С. "отмеченные" стилистич. средства.


В совр. развитых нац. языках существуют
3 наиболее крупных С.: нейтрально-разговорный (или, при др. классификации,
разговорный), более "высокий" - книжный, более "низкий" - фамильярно-просторечный.
Благодаря этому один и тот же предмет может быть назван и описан в различных
стилевых регистрах (ср. "жизнь" - "бытие" - "житьё"), что открывает широкие
возможности перед художеств, речью. В каждом из осн. С. возможны более
частные, но уже менее чёткие подразделения: в книжном - науч., газетно-публицистич.,
официально-деловой и др.; в фамильярно-просторечном - собственно разговорно-фамильярный,
просторечный, студенч. жаргон и т. д. Каждый С. закреплён традицией за
типовой обществ, ситуацией: книжный - за ситуацией офиц. общения, нейтрально-разг.-
за ситуацией повседневного служебного, бытового общения, фамильярно-просторечный-
за ситуацией интимно-бытового и семейного общения. Все С. и подразделения
наз. иногда в сов. лингвистике функциональными С. Нек-рые исследователи
рассматривают художеств, речь как один из функщюн. С.-С. художеств, лит-ры
в целом.


От собственно стилевых делений языка следует
отличать различия эмоционально-экспрессивной окраски языковых средств (нередко
также наз. "стилистическими"), к-рые могут быть представлены в пределах
одного и того же С. и выражаются в таких оценках, как "высокое, возвышенное",
"торжеств.", "нейтральное", "сниженное", а также "грубое", "иронич." и
т. п. Исторически "возвышенное" тяготеет к книжному, а "сниженное", "грубое"
- к фамильярно-просторечному С.


С. могут быть лишь там, где языковая система
предоставляет возможность выбора языковых средств, и поэтому являются категорией
исторической; они возникают вместе с понятием нормы. Три осн. С. имеют
три различных ист. источника. Книжный С. обычно восходит в значит, части
к лит.-письменному языку предшествующей эпохи, нередко иному, чем повседневный
язык осн. части населения, напр, в России к старославянскому языку,
во
Франции, Италии, Испании - к латинскому, в республиках Cp. Азии - к древнеуйгурскому.
Нейтрально-разг. С. восходит к общему языку народа; фамильярно-просторечный
С. в значит, части - к городскому просторечию.


Нац. особенности происхождения и лит. обработки
С. сказываются на разном понимании "нейтралг-ности". Так, во франц. яз.
нейтральный С. сдвинут в сторону книжной речи, в рус. яз., по сравнению
с французским,- в сторону разг. просторечия, т. к. норма франц. лит.


языка складывалась в эпоху классицизма
(17 в.), а рус. лит. языка - в эпоху становления реализма (эпоху Пушкина)
при различном отношении к демократич. элементам языка. Ломка стилевых ограничений
нередко выступает в истории как признак нового лит.-художеств, и идейного
направления.


Трёхчастное деление С. существовало уже
в Др. Риме, но отождествлялось там с жанром лит-ры и проводилось лишь в
пределах книжно-письм. речи посредством ассоциаций с различными предметами
действительности (напр., "воин", "конь", "меч" - для "высокого" С., "земледелец",
"вол", "плуг" - для среднего, "ленивый пастух", "овца", "палка" - для "низкого").
Одна и та же действительность, как правило, не могла быть описана в разных
стилевых регистрах.


Изучение С. (см. Стилистика)
на
протяжении античности и средневековья входило в круг риторики и поэтики.
В 17-18 вв. оно составило предмет "теории трёх стилей", повсеместно принятой
в Европе (ср. учение M. В. Ломоносова в России). В совр. значении термин
"С." появляется в европ. языках в 1-й трети 19 в. в связи с общими идеями
историзма, к сер. 19 в. термин "С." утвердился (Г. Спенсер, X.
Штейнталь).
С
возникновением семиотики было установлено, что категория С.
играет важную роль не только в лит-ре, но везде, где применяется язык,
BT. ч. в науке (M. Фуко и др.).


2) Манера говорить или писать, способ языкового
поведения человека в той или иной обществ. среде или ситуации (стиль речи).
Поскольку С. языка- обобщение особенностей речи типичной социальной ситуации,
а С. речи - выбор говорящим или пишущим наличных средств из С. языка, то
С. языка и С. речи - одно и то же явление (стиль), только рассматриваемое
стилистикой с разных сторон.


3) Вторичный уровень всякой языковой системы,
в т. ч. искусственного языка, возникающий при предпочтительном выборе
к.-л. из её средств для определённой цели - информативной, оценочной, предписывающей
и т. д.- в рамках одного из трёх модусов употребления языка: семантического,
синтаксического, прагматического (см. Семиотика).


Лит.: Жирмунский В. M-, Национальный
язык н социальные диалекты, Л., 1936; Виноградов В. В., Очерки по истории
русского литературного языка XVII - XIX вв., 2 изд., M., 1938; Степанов
Ю. С., Французская стилистика, M., 1965; Будагов P. А., Литературные языки
и языковые стили, M., 1967; В о мп е р с к и и В. П., Стилистическое учение
M. В. Ломоносова н теория трех стилей, M., [197O]; Guiraud P., La stylistique,
6 ed., Р., 1970; F о и с а и 1 t M., Les mots et les choses, P., 1971;
Morris Ch., Writings on the general theory of signs, The Hague - P., 1971.
См. также лит. при ст. Стилистика. Ю. С. Степанов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я