СТИХОВЕДЕНИЕ
метрика, наука о звуковой
форме лит. произведений. Осн. материалом С. являются стихи
(отсюда
и назв.), т.е. речь, наиболее организованная в звуковом отношении; однако
исследование звуковой формы прозы (ритма, аллитераций и пр.) также обычно
включается в область С. Логически С. разделяется на три части: фонику
(учение
о сочетаниях звуков), собственно метрику (учение о строении стиха - см.
Метр)
и
строфику
(учение
о сочетаниях стихов). В каждой из них может быть выделена статич. характеристика
значимых звуковых элементов и динамич. характеристика принципов их сочетания:
так, собств. метрика распадается на просодию (классификацию стогов
на долгие и краткие, ударные и безударные и пр.) и стихологию (законы сочетания
этих слогов в стихе). Однако практически объём и разделение С. в разных
лит. традициях различны: иногда из С. выпадают нек-рые разделы (в антич.
С. фактически отсутствовала фоника), иногда прибавляются инородные (в араб.
С. входит рассмотрение
фигур стилистических). Нек-рые вопросы, изучаемые
в С., лежат на границах С и др. областей литературоведения: так, на границе
С. и стилистики
(именно поэтич. синтаксиса) лежит явление
переноса,
на
границе С. и композиции лежит явление "твёрдых форм" (сонега, рондо и пр.),
а такое важное стиховедч. понятие, как интонация,
затрагивает и
область декламации (напр., "восходящая интонация"), и стилистики (напр.,
"напевная интонация"), и тематики ("религиозно-дидактическая интонация"
и т. п.).
Возникновение С. как науки обычно связано
со становлением в различных лит-pax письменной поэзии, обособившейся от
музыки с её непосредств. слуховым ощущением норм звукового строения стиха;
при этом часто молодая поэтич. культура пользуется для осмысления своей
системы стиха чужой, "классической" системой стиха (так, лат. С. опиралось
на понятия греч. С., а новоевропейское- на понятия лат. С.). В соответствии
с этим С. первоначально всюду было наукой нормативной, системой "правил"
и "вольностей", учившей, как "должны" писаться стихи; только с 19 в. С.
становится наукой исследовательской, изучающей, как действительно писались
и пишутся стихи. При выявлении фактов одним из осн. методов в С. является
статистика: выделение таких звуковых явлений, к-рые могут быть обязательными,
господствующими или только преобладающими признаками стиха (его "константами",
"доминантами" и "тенденциями"), достигается .вернее всего с помощью подсчётов.
При обобщении фактов С. пользуется в основном сравнит, методом; сравниваться
могут показатели употребительности тех или иных стиховых форм: 1)в разные
периоды лит. истории, 2) в лит-ре разных языков, 3) в поэтич. произведении
и в "естественном ритме" (или "естественной фонике") данного языка. Конечной
целью С. является установление места звуковой структуры в общей структуре
произведения, ее связи со структурами языковой н образной.
Развитие рус. С. неотрывно от развития
рус. стихосложения: первый подъём его (18 в.- работы В. К. Тредиаковского,
А. Д. Кантемира, M. В. Ломоносова) связан с освоением силлаботонического
стихосложения, второй (нач. 19 в. - работы A. X. Востокова и др.) - с освоением
имитаций антич. и нар. размеров, третий (1910-20-е гг.- работы А. Белого,
Б. В. Томашевского, В. M. Жирмунского, P. Якобсона и др.) - с освоением
тонич. стихосложения. Новый этап развития рус. С. наметился с 1960-х гг.
и связан с использованием достижений совр. языкознания, семиотики ц теории
информации..
Стихеевые: / - карликовый стнхей (Stichaeopsis
папа); 2 - мохоголовая собачка (Chirolophis snyderi); 3 - морской
петушок (Alectrias alectrolophus).
Лит. см. при ст. Стихосложение.
M. Л. Гаспаров.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я