СТОИЦИЗМ
(от греч. stoa - портик),
одно из главных течений эллинистич. и рим. философии -наряду с эпикурейской
школой и скептицизмом. Филос. школа стоиков получила своё название
от "живописной Стой" - афинского портика, где она помещалась.
Первый период С. (3-2 вв. до н. э.) - т.
н. Древняя Стоя. Его основатели - Зенон из Китиона, Клеавф из Асса,
Хрисипп Солский и их ученики. Эта первая, классич. форма С. отличалась
крайней жёсткостью и ригоризмом этич. учения, смягчение к-рого относится
ко второму периоду С. (2-1 вв. до н.э.) - т.н. Средней Стое. Гл. представителями
её являются Панеций и Посидоний, использовавшие методы Платона и
Аристотеля, так что этот период получил название стоич. платонизма. К этому
же времени относится и римский С. Третьим периодом С. (1-2 вв. н. э.) -
т. н. Поздней Стоей, для к-рой характерна тенденция к сакрализации, считается
стоич. платонизм Сенеки, Эпиктета, Марка
Аврелия
и др. В
дальнейшем С. эволюционировал в направлении неоплатонизма
и в конце
концов растворился в нём.
С. впервые ввёл строгое разделение философии
на логику, физику и этику. В физике стоики реставрировали космологизм Гераклита
и его учение об огне как первоначальной стихии, из к-рой истекает всё существующее
в результате её превращения в другие стихии. Первоогонь - это, по терминологии
стоиков, пневма, "дух", "дыхание", к-рое разливается в мире и создаёт все
вещи вплоть до человека и животных, остывая в неорганич. природе. Первоогонь,
а также имманентно присущий ему логос истекают с бесконечно разнообразной
степенью бытийной напряжённости; материя, будучи тождественной логосу,
также отличается бесконечно разнообразной степенью грубости или тонкости.
Она различна в неодушевлённых и одушевлённых существах, в человеческой
душе, в природе, космосе и в самих богах. Первоогонь-логос - это художественно-творческий
огонь, разумно созидающий мир и управляющий им, так что стоики назвали
его "провидением". Каждый человек - одно из бесчисленных перевоплощений
космического первоогня-пневмы, и этим обосновывалось внутр. бесстрастие
человека. Всё существующее - телесно, включая людей, богов, любые свойства
души. Нек-рые из стоиков объявили нетелесным пустое пространство, место,
время и предметы высказывания. В целом материализм стоиков резко отличался
от материализма греч. классики своей телеологией, провиденциализмом
и
фатализмом.
Художеств,
первоогонь изливается "сперматич. логосами", или "осеменяющими идеями",
пронизывающими весь космос ("всецелое смешение") и образующими т. н. космич.
"симпа-, тию" - всеобщую взаимопроницаемость и взаимопревращаемость. Гераклитовскую
идею периодич. воспламенения космоса и очищения его стоики сочетали с учением
об абсолютной повторяемости вещей, лиц, событий и всего космоса после каждого
мирового пожара.
В этике своим ригоризмом стоики были близки
к киникам, но не разделяли их презрения к науке и культуре. Стоики
проповедовали идеал мудреца, к-рый любит свой рок (amor fati - "любовь
к року"); творческий "огонь", "провидение" и "рок" - одно и то же. Не понимающий
этого тщетно волнуется и страдает, любя себя, а не свою судьбу, кроме к-рой
ничего не существует. Глупость - это сумасшествие, состояние, свойственное
подавляющему числу людей. Человек - высшее н наиболее разумное существо
природы, его добродетель - практич. "мудрость", или "сила духа", к-рая,
по платоновскому образцу, мыслится в виде четырёх основных добродетелей.
Но человеку присущи и аффекты, вносящие смуту в его разум и подлежащие
искоренению из его души. Отсюда осн. категории стоич. этики - бесстрастие,
или отсутствие аффектов (апатия), непоколебимая моральная чвыпрямленность"
и "обязанность" как честно и посильно выполняемый долг. Все потребности
заслуживают презрения, в этом заключается призыв стоиков к следованию природе,
этой абсолютно бесстрастной, идеальной художнице жизни. Первоначальному
С. присущ абсолютный ригоризм в морали. Мудрец может оказаться запутанным
против своей воли в хаосе жизненных отношений. Если он не может разумно
упорядочить этот хаос, то должен покончить с собой, т. к. это приобщит
его к идеальной разумности мирового целого. По преданию, Зенон из Китиона
и Клеанф кончили жизнь самоубийством; это утверждалось и о многих других
стоиках древности.
Наконец, для стоиков весь космос, управляемый
судьбой, есть мировое гос-во, а все люди - его граждане, или космополиты.
Неумолимый "закон" царит в природе, человеке, обществе и гос-ве. Стоич.
космополитизм, уравнивающий перед лицом этого мирового закона всех людей
- свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин, знаменует значит,
прогресс в развитии идеи человеческого равенства.
Стоики впервые ввели термин "логика ",
к-рую они понимали как науку о словесном выражении. Стоич. логика делится
на риторику и диалектику, а диалектика - на учение об "обозначающем" (поэтика,
теория музыки и грамматика) и "обозначаемом", или "предмете высказывания",
что напоминает формальную логику, поскольку неполное высказывание трактуется
здесь как "слово", а полное - как "предложение". Такой же смысл имеют и
относящиеся к "слову" четыре логич. категории: нечто (бытие и небытие),
существенное свойство (общее и частное), случайное свойство и относительно
случайное свойство (т. е. находящееся в соотношении с другими случайными
свойствами). "Предложения" делились на простые, или категорические, и сложные,
особенно гипотетические. Поскольку логика в С., будучи семантич. анализом
слов и предложений, противопоставлялась учению о бытии, то она сводилась
к анализу отношений, царящих в сознании и мышлении.
Стоич. учение о словах и предложениях оказало
большое влияние на развитие антич. грамматики (Дионисий Фракийский, 1 в.
до н. э., и др.).
Фрагменты: Stoicprum veterum frag-menta,
hrsg. von H. V. Arnim, Bd 1-4, Stuttg , 1968; V o g e 1 С. J. d
e, Greek philosophy, V. 3, Leiden, 1959, p. 44-183 (греч. текст и англ
пер ); в рус. пер.- Стоики, пер. А. Ф. Лосева, в KH : История эстетики,
т. 1, M., 1962, с. 137 - 47.
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Из ранних
произв., M., 1956 (имен, указатель); Гомперц Г., Жизнепонимание греческих
философов и идеал внутренней свободы, СПБ, 1912, с. 175-227; История философии,
т. 1, M., 1940, с. 283-304; Z е 1 1 e r Ed., Die Philosophic der Griechen,
5 Aufl-, Bd 3, Abt. 1, Lpz., 1923, S. 27-372, 572-609, 699-791; Barth P.,
Die Stoa, 6 Aufl, Stuttg., 1946; Sambursky S., Physics of the Stoics, L.,
1959; Mates B., Stoic logic, Berk.- Los Ang., 1961; GoIdschmidt V., Le
systeme stoicien et Г idee detemps, P., 1969; Rist J., Stoic philosophy,
L., 1969 (лит. с. 290-95); P о h 1 e n z M., Die Stoa, Bd 1 - 2, Gbtt.,
1970-72; F r ede M., Die Stoische Logik, Gott., 1974.
A. Ф. Лосев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я