СТОПА
1)B стихосложении - повторяющееся
сочетание метрически сильного места, или икта, и метрически слабого
места в строке. С. является условной единицей соизмеримости строк, обладающих
метром,
т. е. упорядоченным чередованием сильных и слабых мест; такое чередование
лежит в основе метрического (квантитативного) и силлабо-тонич. стихосложения;
в них и употребляется понятие С. При этом в метрическом стихосложении
С. в стихе, как правило, равны по длительности, но могут быть неодинаковы
по числу слогов (так, С. гекзаметра может иметь вид - ww или --),
а в силлабо-тонич. стихосложении равны по числу слогов, но могут быть не
одинаковы по числу и расположению ударений (так, С. ямба может иметь вид
ww,ww или w w ). T. о., понятие С. в метрическом и силлаботонич. стихосложении
по сути дела имеет различное содержание.
2) В музыке - специализированное понятие,
характеризующее строение муз. мотивов, их положение относительно сильной
доли такта (муз. С.). Стопная характеристика давалась ср.-век. ритмич.
модусам, ритмич. фигурам мензуральной системы и ритмич. рисункам тактовой
системы (см. Метр, Ритм, Такт). Длительную традицию в музыке (до
20 в.) имеет квантитативное понимание С. Новое квалитативное её понимание
(19- 20 вв.) опирается на осн. стопные формы силлабо-тонич. стиха: ямб,
хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пеоны.
Лит.: Труды музыкально-этнографической
комиссии, т. 3, вып. 1, M-, 1907; Maзель Л. А., Цуккерман В. А., Анализ
музыкальных произведений, M., 1967; Westphal R., Allgemeine Theorie der
musikalischen Rhythmik seit J. S. Bach auf Grundlage der Antiken, Lpz.,
1880. См также лит. при ст. Стихосложение.
M. Л. Гаспаров, В. H. Холопова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я