СТОИМИH

СТОИМИH Владимир Яковлевич [16(28).
12.1826, Петербург,-4(16). 11. 1888, там же], русский педагог, историк
рус. лит-ры. Родился в купеческой семье. Окончив Петерб. ун-т (1850), преподавал
словесность в гимназии. Как видный педагог-просветитель 60-х гг. 19 в.
выступал против сословной системы воспитания, за неразрывность обучения
и воспитания. Главную задачу школы видел в осуществлении общего образования,
в формировании будущих граждан, ратовал за объединение усилий семьи и школы
в воспитании.


Особенно много сделал С. в области разработки
целостной системы методики преподавания лит-ры в школе. Выдвинул принцип
историзма в изучении лит-ры, отстаивал необходимость углублённой работы
над текстом художеств, произведения, анализа его в единстве формы и содержания.
Создал новый тип учебного пособия для учителей, включающего методику, теорию
и конкретный анализ художеств, произведений. Осн. взгляды по вопросам педагогики
и методики преподавания лит-ры С. изложил в работах: "Развитие педагогических
идей в России в 18 столетии" (1857-58), "Наша семья и её исторические судьбы"
(1884), "О преподавании русской литературы" (1864), "Руководство для исторического
изучения замечательнейших произведений русской литературы" (1869) и др.
С. принадлежит ряд работ по истории рус. лит-ры, статьи о А. Д. Кантемире,
А. П. Сумарокове, А. В. Кольцове и др., а также монографии о А. С. Пушкине
и А. С. Шишкове.


Соч.: Педагогические сочинения, 3 изд.,
СПБ, 1911; Избр. педагогические сочинения, M., 1954.


Лит.: Сорокин В. И., Значение Стоюнина
для современной методики литературы, "Литература в школе", 1947, JM" 2,
P о т к ов и ч Я. А., Вопросы преподавания литературы. Историко-методические
очерки, M., 1959. Л. С. Якушина.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я