СТРИНДБЕРГ

СТРИНДБЕРГ (Strindberg) Юхан Август
(22.1.1849, Стокгольм,- 14.5.1912, там же), шведский писатель. Сын негоцианта
(по происхождению аристократа) и служанки. В 1867-72 (с перерывами)
учился в Упсальском ун-те. В канд. дисс. "Хакон-ярл, или Идеализм и реализм"
(1871), цикле "Перспективы" (1872) и др. под влиянием Г. Брандеса С.
выдвинул идею о необходимости для иск-ва следовать "правде действительн
ости". Духом герои ч. саг и шекспировских хроник проникнута ист. драма
о Реформации в Швеции "Местер Улуф" (1-я ред. 1872, сценич. ред. 1874,
стихотворная ред. 1877). В романе "Красная комната" (1879), содержащем
универсальную критику бурж. общества и ставшем классич. произв. швед, критич.
реализма, отразились социалистич. симпатии автора. Повесть-памфлет "Новое
царство"(1882) - острая сатира на бурж. цивилизацию.


В 1883-98 С., преследуемый реакц. кругами
Швеции, скитался по Европе. В "Рассказах о браке" (1884-86) он обличал
основы бурж. брака. В сб. новелл "Утопии в действительности" (1885) отразились
идеи Ж. Ж. Руссо, А. К. Сен-Симона, Ш. Фурье и особенно романа H. Г. Чернышевского
"Что делать?". В творчестве С. кон. 80-х гг. заметно сильное влияние иск-ва
натурализма и импрессионизма,
хотя он полностью не принял
их эстетику. В статье "Натуралистическая драма", предпосланной пьесе "Фрекен
Юлия" (1888), С., выступив за театр, реформу, обосновал принципы филос.
драмы. Лучшие "натуралистические" пьесы С. "Отец" (1887), "Фрекен Юлия",
"Товарищи" (1888) и "Кредиторы" (1889) написаны в жанре социально-психологич.
драмы.


Отдав дань модернистским увлечениям, С.
в то же время выступил с критикой бурж. действительности, продолжал борьбу
за реализм.


В романе "Жители острова Хемсё" (1887)
С. показал разрушение патриархального быта под напором бурж. цивилизации.
В автобиографич. романе "Сын служанки" (1886-87) он воссоздал картину совр.
обществ, и лит. жизни. В 1888 С. обратился к учению Ф. Ницше (роман "Исповедь
безумца", 1888), однако, героизируя учёных-индивидуалистов (повесть "Чандала",
1889; роман "На шхерах", 1890), С. в конечном счёте развенчивал "сверхчеловеческое"
как аморальное и преступное. Автобиографич. книгам "Ад" (1897) и "Легенды"
(1898) присущи элементы мистицизма.


В кон. 19 - нач. 20 вв. им были созданы
"лирические", или "камерные", драмы - трилогия "Путь в Дамаск" (1898-1904),
"Пляска смерти" (1901), "Игра грёз" (1902), "Соната призраков" (1907).
Мечта С. об экспериментальной сцене была реализована в 1907 открытием в
Стокгольме Интимного театра (до 1910), где ставились его пьесы. Построенные
на совр. материале, они отразили остроту социальных отношений. Важное место
в творчестве С. занимают ист. драмы, в к рых он утверждал идеи народоправия:
"Густав Васа" (1899), "Эрик XIV" (1899), "Энгельбрект" (1901), "Карл
XII" (1901), "Кристина" (1903). Проза 1900-х гг. пронизана страстным обличением
социальных пороков, поисками обществ. идеалов: романы "Одинокий" (1903),
"Готические комнаты" (1904), "Чёрные знамёна" (1905). Его публицистика
("Открытые письма Интимному театру", 1909, 3-томная "Синяя книга", 1907-08,
"Речи к шведской нации", 1910, и др.) характеризуется вниманием к совр.
событиям, к вопросам освободит, и рабочего движения.


А. Стрнндберг.



В нач. 20 в. С. наряду с Г. Ибсеном
был "властителем дум" европ. интеллигенции, в т. ч. русских писателей.
Влияние творчества С., прошедшего в своём развитии осн. этапы европ. иск-ва
рубежа 19 и 20 вв. и ставшего, т. о., как бы символом совр. лит-ры, сказалось
в драматургии M. Метерлинка, Л. Пиранделло, эстетике и творчестве И. Бергмана,
П. Лагерквиста, Ю. О'Нила, Ж. Ануя, Ж. П. Сартра. К сюжетам С. обращались
Б. Брехт, Ф. Дюрренматт.


Соч.: Samlade skrifter, bd 1 - 55, Stockh.,
1912 - 20; Brev, bd 1 - 12, Stockh., 1948 - 70; в рус. пер.- Поли. собр.
соч., т. 1 - 12, M., 1908-11; [Статьи], в кн.: Хрестоматия по< истории
зап театра на рубеже XIX - XX вв., M.- Л., 1939.


Лит.: Брандес Г., Август Стрпндберг,
Собр. соч., т. 2, СПБ. [б. г.]; Луначарский А. В., Великомученик индивидуализма
(А. Стрнндберг), в его кн.: Мещанство и индивидуализм, M.- П., 1923; Б
л о к А , [Статьи о Стриндберге], Собр. соч , т. 9, М.- Л., 1936; Горький
M., Собр. соч., т. 24, M., 1953, с. 49, 468; т. 28, M., 1954, с. 77 - 79;
т. 29, M., 1955, с. 245; M а н н Т., Август Стриндберг, Собр. соч., т.
10, M., 1961; История западноевропейского театра, т. 5, M., 1970; Шарыпкин
Д. M., Русская литература в скандинавских странах, Л., 1975; Berendsohn
W., Strindbergsproblem, Stockh., 1946; В ran dell G, Strindbergs infernokris,
Stockh., 1950; Hags t е ? ?., Den unge Strindberg, v. 1 - 2, Lund, 1951;
О 1 1 e ? G., Strindberg's dramatik, Stockh., 1961; Lamm M, Aug -st
Strindberg,
Stockh., 1963; K a r р e 1 1 K. Р., Strindbergslexikon, Stockh., [1969].

В. П. Неустроев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я