СТРОЧНОЕ ПЕНИЕ
вид древнерусского
церковного многоголосия. Участники хора не делились на партии по регистровому
или тембровому признакам. В С. п. применялось 2-3, реже 4 голоса. Все голоса
имели мелодич. значение, функциональная гармония отсутствовала. Осн. мелодия
занимала в партитуре среднее место; этот голос называли путём, крайние
голоса - верхом и низом (исполнители соответственно наз. путниками, вершниками
и нижниками). В 4-голосных произв. имелась ещё мелодия, наз. демеством
(её исполнители именовались демественниками). В партитуре обычно сочетались
принципы "ленточного" многоголосия (высотный и ритмич. контур мелодии сохранялся
во всех голосах) и подголосочной полифонии. Согласно документам, С. п.
было известно в Москве уже в 20-е гг. 17 в. Сохранившиеся рукописи относятся
к сер. 17 в. Позднее С. п. было вытеснено партесным пением.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я