Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > СТРУКТУРА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

СТРУКТУРА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

СТРУКТУРА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ строение
произведения словесного искусства, его внутр. и внеш. организация, способ
связи составляющих его элементов. Наличие определённой структуры обеспечивает
целостность произв., его способность воплощать и передавать выражаемое
в нём содержание. При непосредств. восприятии произв. иск-ва его структура
не фиксируется сознанием, не выделяется, ибо для восприятия произведение
существует именно как конкретная целостность. Когда же науч. искусствознание
ставит своей задачей изучение того, "как сделано" произв., тогда оказывается
необходимым вычленение структуры произв. и углублённое исследование как
её самой, так и её роли в процессах создания и восприятия художеств, объекта.


Осознанный анализ структуры художеств,
произв. можно найти во всяком науч. искусствоведческом исследовании. Однако
в 20 в. в связи с общефилос. разработкой проблем структурного анализа (см.
Структура
и Структурализм) изучение структуры произв. стало осмысляться
как специальная методологич. установка искусствознания (литературоведения).
Она получила различные теоретич. обоснования в зависимости от общеметодологич.
ориентации учёных (см., напр., Структурализм в литературоведении).


Отрыв структурного анализа от изучения
содержания произв. присущ, напр., как феноменологич. эстетике H. Гартмана
или P. Ингардена, где искусствоведческое исследование сводится преим.
к выявлению "слоевой" структуры, так и ряду работ представителей
ОПОЯ
За,
посвящённых изучению системы "приёмов", с помощью к-рых сделано
произведение. В совр. советском литературоведении наметились различные
пути преодоления ограниченности структурного анализа в наследии "формальной
школы". Единое понимание структуры, способов её анализа и их места в общей
искусствоведческой (литературоведческой) методологии ещё не достигнуто;
однако можно уже обозначить осн. пути решения данной задачи.


Как ни своеобразна структура каждого конкретного,
напр, лит., произв., она имеет ряд общих черт с принципами строения другого
произв. того же жанра, того же рода и вида иск-ва. Структура оказывается
носительницей не только индивидуальных содержательно-формальных особенностей
данного произв., но и общих признаков жанра, рода, общего стиля, художеств,
течения всей лит-ры как вида иск-ва и, наконец, иск-ва в целом как опредмеченной
художественной деятельности.


Если эстетика ставит задачу построить структурную
модель художеств, произв. (как целостной системы образов), то теория лит-ры
призвана показать преломление общих для всех иск-в инвариантных законов
строения произв. в творении словесного иск-ва. Вместе с тем теория лит-ры
должна учитывать широкую вариационную способность общих принципов строения
лит. произв. как в морфологическом (жанрово-родовом), так и в историческом
(порождаемом изменениями творческих методов, стилей, течений) направлениях.


Структурную модель лит. произв. можно представить
в виде ядра, окружённого несколькими оболочками. На внеш. оболочке располагается
словесный материал, из к-рого непосредственно состоит произв. Рассматриваемый
сам по себе материал представляет собой некий текст,
к-рый, будучи
известной "выборкой" из нар. или лит. языка нации, обнаруживает, как правило,
определённую самостоят, эстетическо-стилистич. ценность (так, говорят о
возвышенности слога в одах M. В. Ломоносова, о салонной изысканности лексики
"поэз" И. Северянина, о нарочитой огрублённости словаря В. В. Маяковского),
однако художественным смыслом ещё не обладает. Художественно-значимой (см.
Речь
художественная
) структурная "оболочка " произв. становится лишь постольку,
поскольку она приобретает знаковый характер, т. е. выражает заключённую
в ней духовную информацию, излучает ту специфическую поэтическую энергию,
которая исходит из содержательного "ядра" произв. Само ядро, включающее
тему
и
идею произв., имеет, в отличие от содержания бытовых, деловых, науч. и
пр. текстов, двустороннее, двухэлементное (интеллектуально-эмоциональное)
собственное строение, т. к. иск-во познаёт жизнь и одновременно оценивает
её. Необходимость органически соединить словесную оболочку с духовным ядром,
сделав её предельно прозрачной для него, выразительной, поэтически осмысленной,
приводит к появлению в структуре двух промежуточных оболочек, обычно именуемых
внутр. и внеш. формой. Внутренняя форма - система образов, к-рые имеют
ещё, как и само содержание, чисто идеальный характер, но уже обладают чувственной
конкретностью и потому обращены к воображению воспринимающего,- т. е. образов-персонажей
(т. н. характеры) и их взаимодействие (сюжет). Внешняя же
форма есть ступень дальнейшей чувственной конкретизации содержания, на
к-рой оно уже предстаёт непосредственно созерцанию, а не воображению. Применительно
к литературе внешняя форма - система материальных средств организации языковой
ткани, к-рые позволяют добиться активизации звуковой стороны текста (в
стихе - это рифмы, ассонансы, аллитерации; см. Фоника) и к-рые осуществляют
его ритмич. (а в поэзии - метро-ритмическую), стилистич. и композиц. упорядоченность
(архитектоника произв., последовательное или инверсионное развитие действия,
принципы сопряжения описаний, диалога персонажей, прямой авторской речи
и т. д.; см. также Композиция), что и делает текст носителем новой,
сверхсемантич., художеств, информации, находящейся в подтексте произв.


T. о., понятие С. л. п. охватывает все
частные и конкретные проявления его строения - характеры, сюжет, фабулу,
композицию, архитектонику и т. п., позволяя тем самым выявить не только
каждое из них, но и их координацию и соподчинение в структуре произв. как
художеств, целого. Это существенно, поскольку структура имеет иерархич.
характер, т. к. элементы, находящиеся на содержат, уровне (идейно-тематич.
ядро), играют роль управляющей подсистемы, к-рая последовательно передаёт
свою информацию с уровня на уровень, пока она не разольётся по всему словесному
субстрату произв. Вместе с тем, как и во всякой самоуправляющейся системе,
здесь существует обратная связь (традиционно определяемая как обратное
влияние формы на содержание): упорядочение словесного материала, превращающее
его во внеш. форму произв., а затем рождение внутр. формы из внешней корректируют
"приказы", посылаемые из содержат, ядра, приводя подчас к его серьёзному
изменению.


T. о., изучение С. л. п. не противостоит
его традиц. анализу в плоскости "содержание - форма", но лишь развивает
и конкретизирует такой анализ, поскольку раскрывает внутр. строение как
содержания, так и формы произв. Вместе с тем структурный подход помогает
объяснить морфологич. и историко-методологич. многообразие лит. форм, связанное
именно с варьированием общих принципов строения произв. словесного иск-ва.
Варьирование выражается в том, что каждый структурный элемент лит-ры приобретает
то больший, то меньший удельный вес в конкретной целостности произв.: скажем,
в поэзии удельный вес внеш. формы значительно больший, чем в прозе; в детективном
романе роль сюжета неизмеримо большая, чем в др. жанрах; в лирике и в эпосе
различно соотношение интеллектуальных и эмоциональных "зарядов" содержания;
с др. стороны, вполне отчётливы, напр., изменения во всей структуре драмы,
порождённые класси-цистич. методом П. Корнеля, романтическим - Л. Тика,
реалистическим - А. П. Чехова. Следовательно, анализ структуры конкретного
произв., напр. литературного, предполагает: а) определённое представление
об общих принципах строения художеств, произв.; б) знание законов их модификации
в лит-ре, а затем - в данном роде, жанре, направлении, стиле и, наконец,
в) умение выявить структурную неповторимость изучаемого произв., диктуемую
своеобразием решаемой художником творческой задачи.


Лит.: Выготский Л.С., Психология
искусства, 2 изд., M., 1968; Г a P т м а н H., Эстетика, пер. с нем., M.,
1958; И н г а рден Р., Исследования по эстетике, пер. с польск., M., 1962;
Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, [кн. 1],
M., 1962; Структурно-типологические исследования, M., 1962; Гей H. К.,
Искусство слова, M., 1967; Соколов A. H., Структура художественного произведения,
в его кн.: Теория стиля, M., 1968: Лот мая Ю. M., Структура художественного
текста, M., 1970; Успенский Б. А., Поэтика композиции. Структура художественного
текста и типология композиционной формы, M., 1970; Проблемы художественной
формы социалистического реализма, т. 1-2, M., 1971; Каган M. С., Морфология
искусства, ч. 1-2, Л., 1972; U t i t z E., Grundlegung der allgemeinen
Kunstwissenschaft, Bd 1 - 2, Stuttg., 1914- 1920; Wellek R., Warren А.,
Theory of literature, 3 ed., N. Y., 1963 (есть лит.); Poetica Poetyka.
Поэтика, [т. 1 - 2], Warsz.- P.- The Hague, 1964-66; Structure in art and
science, N. Y., 1970.

M. С. Каган.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я