СУБСТАНЦИЯ
(лат. substantia
- сущность, нечто лежащее в основе), объективная реальность, рассматриваемая
со стороны её внутр. единства; материя в аспекте единства всех форм
её движения; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие
и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому
и самостоятельно существующему. В соответствии с общей направленностью
определённой филос. концепции вычленяются одна С. (монизм),
две С. (дуализм) или множество С. (плюрализм). В истории
философии С. интерпретировалась по-разному: как субстрат, как конкретная
индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоят,
существованию, как основание и центр изменений предмета, как логич. субъект.
Уже в антич. философии вычленялись различные С., к-рые трактовались как
материальный субстрат и первооснова изменений вещей (напр., атомы Демокрита,
четыре
стихии Эмпедокла). Аристотель отождествлял С. с первой сущностью,
характеризуя её как основу, неотделимую от вещи, её индивидуальности. Наряду
с онтологич. особенностями субстанции Аристотель выявляет и её логич. характеристики:
С. как субъект, а не как предикат суждения, выразимость С. в виде и роде
предмета и др. Трактовка Аристотелем формы как первопричины, обусловливающей
определённость предмета, послужила истоком не только различения духовной
и телесной С., но и спора о т. н. субстанциальных формах, пронизывающего
всю ср.-век. философию (см. Номинализм, Реализм). В философии нового
времени выделяются две линии анализа С. Первая из них, связанная с онтологич.
пониманием С. как предельного основания бытия, была начата в эмпиризме
Ф. Бэкона на пути качеств, описания субстанциальных форм и отождествления
С. с формой конкретных вещей. Этой качеств, трактовке субстанции Р. Декарт
противопоставлял
учение о двух С.: материальной (для к-рой характерны протяжённость и количеств,
измеримость) и духовной (мыслительной).
Трудности дуализма
в объяснении взаимоотношения С. были преодолены Б. Спинозой на основе
пантеистич. монизма: для него мышление и протяжённость - не две С., а два
атрибута единой субстанции. Г. Лейбниц в своей монадологии вычленял
множество простых и неделимых С., обладающих самостоятельностью, активностью
и изменчивостью. Вторая линия анализа С.-гносеологическое осмысление понятия
С., его возможности и необходимости для научного знания. Она была
начата Дж. Локком в его анализе С. как одной из сложных идей и критике
эмпирически-индуктивного обоснования идеи субстанции. Дж. Беркли
вообще
отрицал понятие материальной С., хотя и допускал существование духовной
субстанции. Д. Юм, отвергая существование как материальной, так
и духовной С., видел в идее С. лишь гипотетич. ассоциацию восприятий в
нек-рую целостность, присущую обыденному, а не науч. знанию. И. Кант,
развивая
гносеологич. анализ понятия С., указывал на необходимость этого понятия
для научно-теоретич. объяснения явлений. Категория С., по Канту,- "...условие
возможности всякого синтетического единства восприятий, т. е. опыта..."
(Соч., т. 3, М., 1964, с. 254). В отличие от недиалектич. понимания
С. как неизменного, вещественного субстрата, Кант рассматривал С. как нечто,
внут!ренне изменчивое (см. там же, с. 257). Этот подход был развит
Г. Гегелем, к-рый выделял внутр. противоречивость С., её саморазвитие.
Однако диалектич. трактовка С. как субъекта, развёртывающего своё содержание,
не была последовательно осуществлена Гегелем, ибо для него С.- ступень
развития "идеи", а не бытия. Для совр. бурж. философии характерно негативное
отношение к категории С. и её роли в познании, что в известной мере связано
с усилением в науке внимания к изучению систем, связей и отношений. Вместе
с тем в совр. естествознании сохраняется тенденция поиска единой С. ("первоматерии"),
В различных течениях неопозитивизма
понятие С. рассматривается как
рудимент обыденного сознания, проникшего в науку, как неоправданный способ
удвоения мира и натурализации восприятий. С одной стороны, критика понятия
С. смыкается с критикой материализма, а с другой - с отрицанием понятия
причинности и причинного объяснения, с попытками заменить их описанием
(П. Дюгем) или "функциональным отношением" (Э. Кассирер). В
ряде направлений совр. бурж. философии
(экзистенциализме, философии
обыденного языка) понятие С. рассматривается как исходный принцип
натуралистич. метафизики, а его возникновение объясняется специфич.
структурой европ. языков, для к-рых характерно противопоставление субъекта
и предиката суждения. Наряду с этой линией истолкования понятия С. существует
ряд направлений,
к-рые сохраняют традиционную трактовку С. (неотомизм,
неореализм). Нек-рые идеалистич. течения бурж. философии 20
в. стремятся выявить С. культуры и человеческого существования - ценности
в неокантианстве,
жизнедеятельность в философии жизни и др.
Диалектико-материалистич. учение о С. было развито К. Марксом в его анализе
капиталистич. произ-ва и форм стоимости (в "Капитале" абстрактный труд
рассматривается как С. меновой и др. форм стоимости). С точки зрения
диалектич. материализма, категория С.-одна из универсально-логич. характеристик
материи как активной причины своих собств. изменений, форма причинного
объяснения объективного мира. В противоположность феноменалистскому (см.
Феноменализм) отрицанию категории С. марксизм подчёркивает её необходимость
для научно-теоретич. анализа действительности. Именно это требование выдвигал
В. И. Ленин: "С одной стороны, надо углубить познание материи до познания
(до понятия)
субстанции, чтобы найти причины явлений. С другой стороны,
действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений
к субстанции" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 142-43).
Лит.: История марксистской
диалектики, М., 1971, гл. 10; И л ь е н к о в Э. В., Диалектическая логика,
М., 1974; О р ы н6 е к о в М. С., Проблема субстанции в философии и науке,
А.-А., 1975; H е i dm а п п К., Der Substanzbegriff von Abalard bis Spinoza,
В., 1890; H ess en J., Das Substanzproblem in der Philosophie der Neuzeit,
В.- Bonn, 1932. A. П. Огурцов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я