СУБЪЕКТ
(от лат. subjectus
- лежащий внизу, находящийся в основе, от sub -под и jacio - бросаю, кладу
основание), носитель предметно-практич. деятельности и познания
(индивид или социальная группа), источник активности, направленной
на объект. Термин "С." употреблялся в истории философии в различных
смыслах. Напр., Аристотель обозначает им и индивидуальное бытие,
и материю - неоформленную субстанцию; ср.-век. схоластика понимает под
С. нечто реальное, существующее в самих вещах (тогда как объект существует
для неё лишь в интеллекте). Совр. трактовка понятия С. берёт начало
от Р. Декарта, у к-рого резкое противопоставление С. и объекта выступило
исходным пунктом анализа познания и, в частности, обоснования знания с
точки зрения его достоверности; истолкование С. как активного начала в
познавательном процессе открыло путь к исследованию условий и форм этого
процесса, его субъективных предпосылок. Следующий важный шаг на этом пути
был сделан И. Кантом, к-рый раскрыл нек-рые существенные законы
внутр. организации С., делающие возможным достижение всеобщего и необходимого
знания (учение о категориях как формах регуляции мышления и о категориальном
синтезе, представление С. как родового, т. е. вмещающего в себя весь историч.
опыт познания). В идеалистич. форме тезис о социальноисторич. природе
С. познания был развит Г. Гегелем, для к-рого познание есть надындивидуальный
процесс, развёртывающийся на основе тождества С. (под к-рым понимается
абс. дух) и объекта. Домарксистский материализм толковал С. в духе
психологизма - как изолированного индивида, познавательные способности
к-рого имеют биологич. природу и к-рый лишь пассивно отображает внешнюю
действительность. Диалектич. материализм радикально расширяет понимание
С., непосредственно связывая его с категорией практики. Поэтому
здесь С. выступает как С. предметно-практич. деятельности, а не одного
лишь познания. Это по-новому объясняет и социальноисторич. природу С.:
с точки зрения марксизма, индивид выступает как С. с присущим ему самосознанием
постольку,
поскольку он в определённой мере овладел созданным человечеством миром
культуры - орудиями предметно-практич. деятельности, формами языка, логич.
категориями, нормами эстетич. и нравств. оценок и т. д. Активная деятельность
С. является условием, благодаря к-рому тот или иной фрагмент объективной
реальности выступает как объект, данный С. в формах его деятельности. Подобная
трактовка С. предполагает, что он не есть некий законченный объект, а выступает
как С. постоянного творческого преобразования окружающей действительности.
Материалистич. раскрытие творческой природы С. позволило марксизму показать,
что подлинным С. истории являются нар. массы как осн. сила, творящая и
революционно преобразующая мир культуры и социальное бытие в целом.
Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе
Маркс К.иЭнгельсФ., Соч., 2 изд., т. 3; Л е н и н В. И., Философские тетради,
Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29; Лекторский В. А., Проблема субъекта и
объекта в классической и современной буржуазной философии, М., 1965; Копнин
П. В., Гносеологические и логические основы науки, М., 1974. В. А. Лекторский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я