СУДНО

СУДНО корабль, плавучее сооружение,
предназначенное для выполнения определённых хоз. и воен. задач, науч. исследований,
водного спорта и др.


Классификация С. По назначению различают
С.: транспортные, промысловые, промышленно-хозяйственные, административно-служебные,
военные, научно-исследовательские, судообслуживающие. Транспортные С. подразделяют
на грузовые, пассажирские и грузо-пассажирские. Промысловые С. делятся
на добывающие (рыболовные, китобойные, краболовные, водороследобывающие
и др.), добывающе-перерабатывающие (напр., траулеры-рыбозаводы,
морозильные траулеры) и суда обслуживания промысла. Промышленно-хозяйственные
С. включают: промышленно-добывающие (рудодобывающие, нефтепромышленные,
драги, соледобывающие снаряды и др.), подъёмномонтажные (напр.,
портостроительные С., плавучие краны), дноуглубительные (землечерпательные
и землесосные снаряды, грунтоотвозные и др.), лесопромышленные
(сплоточные, лесосплавные и др.), сельскохозяйственные (дождевальные,
водоподъёмные и др.), энергоснабжающие (плавучие электростанции,
компрессорные, трансформаторные), С. связи (кабелеукладочные, кабелеремонтные,
радиосвязные и др.), для очистки акваторий (нефтемусоросборщики
и др.). Административно -с л уж е б н ы е С. включают инспекторские
(рыбонадзорные, С. для охраны заповедников), милицейские, пограничные,
таможенные С., правительственные яхты. Военные С. подразделяются на боевые
корабли (см. Корабль военный), военно-транспортные и обеспечивающие
(т. н. вспомогательные) суда. В число научно-исследовательских входят
С. для комплексных океанич. исследований и для проведения спец. исследований
(геофизических, гидробиологических и др.). К с удообслуживающим
С. относятся: буксирные, перегрузочные (напр., плавучие зерноперегружатели,
нефтеперекачивающие и зачистные станции), снабжен ческо-приёмные (бункеровщики,
С.-водолеи, С. для приёма загрязнённой воды, мусора и др.), причальные
(плавучие пристани, дебаркадеры), ледоколы (линейные и портовые),
навигационные (гидрографические, плавучие маяки и др.), спасательные, ремонтные
(плавучие мастерские, доки, дегазационные станции и др.), посыльно-разъездные
(напр., лоцманские) и учебные. Отд. группу составляют спортивные
суда,
медико-санитарные (госпитальные, дезинфекционные и др.),
оздоровительные (плавучие дома отдыха и т. п.), бытовые (плавучие
общежития, гостиницы, склады и др.), культурнопросветительные (С.-музеи,
С.-выставки, С.-клубы и др.).


По району плавания С. подразделяют
на морские, внутреннего и смешанного плавания. Мор. С. бывают неогранич.
и огранич. плавания (с установлением района эксплуатации или допустимого
расстояния от берега, порта-убежища). Категорией ледовых подкреплений
определяются допустимый район и возможность плавания мор. С. во льдах с
ледоколом или без него. По конструктивному типу мор. С. подразделяют на
полнонаборные С., допускающие приём грузов до осадки, соответствующей минимальному
надводному борту, и С. с избыточным надводным бортом; разновидность последних-шельтердечные
суда.
С. внутр. плавания делят на 4 категории: для малых рек, больших
рек, водохранилищ и крупных озёр, мор. заливов. С. смешанного мор. и внутр.
плавания сочетают прочность корпуса и мореходные качества, необходимые
мор. судам, с малой осадкой судов внутр. плавания.


С. бывают самоходные (с механич.
двигателем, парусные, гребные) и несамоходные (буксируемые).
Самоходные С. по типу энергетич. установки делят на атомные, дизельные
(теплоходы), паротурбинные и газотурбинные (паро- и газотурбоходы),
С. с паровой машиной (пароходы), С. с приводом гребного винта от
электродвигателя - электроходы.


По принципу движения на воде различают
С. плавающие (водоизмещающие), глиссирующие, на подводных крыльях
и на воздушной подушке. С., способные погружаться для работы под
водой, называются подводными, все остальные -надводными.


Историческая справка. В глубокой
древности возникла необходимость преодолевать водные преграды и использовать
реки, озёра, моря как охотничьи угодья и как удобные пути для передвижения
и перевозки грузов. Вначале в качестве плавучих средств применялись древесные
стволы и др. плавающие предметы. Первыми С., по-видимому, можно считать
примитивные плоты из скреплённых друг с другом стволов или обломков деревьев.
Связанные деревья не переворачивались в воде, на них можно было плавать
достаточно долго и безопасно; плоты-катамараны из брёвен до сих
пор используются во мн. странах. В течение тысячелетий на озёрах Титикака
и Чад, а также в Др. Египте применялись плоты из камыша и папируса. В Ассирии
для преодоления водных преград пользовались надутыми мешками из шкур животных
(бурдюками); такие средства продолжают использоваться и в 20 в.,
например в Далмации (Югославия).


К каменному веку восходит искусство
постройки лодок из древесных стволов, к-рые выдалбливали или выжигали изнутри
и обтёсывали снаружи (челныоднодеревки). В сев. странах издавна
применяются лёгкие и манёвренные челноки, изготовляемые из коры, на каркасе
(наиболее известны берестяные каноэ индейцев Сев. Америки) или из
натянутых на каркас шкур (напр., алеутские каяки). В Междуречье
в 8 в. до н. э. были известны круглые лодки (корзины, обтянутые кожей или
покрытые снаружи смолой); грузоподъёмность таких С. достигала 100
т.
В Вост. Бенгалии делали круглые лодки-тигары из обожжённой глины.


Развивающееся судоходство требовало
увеличения размеров С. На челны-однодеревки прилаживали по бокам один или
неск. рядов досок, которые защищали от волн и увеличивали вместимость;
так строились на терр. Вост. Европы т. н. набойные лодьи (4 в.),
насады (11 в.), казацкие чайки (16 в.), астраханские бударки
(19 в.). Однако только конструирование С. из деревянных частей
с отд. каркасом (т. н. набором) и обшивкой позволило значительно увеличить
их размеры; при этом стало возможным изменять форму корпуса и соотношения
главных
размерений С.,
улучшая их мореходность. В Др. Египте в 3-м тыс.
до н. э. строили С. из пригнанных, проконопаченных и просмолённых
по швам кусков дерева, образующих обшивку и набор.


С. финикийцев уже в 10 в. до н. э.
имели осн. элементы конструкции совр. . С. (киль, шпангоуты, штевни,
наружную
обшивку); деревянные внутр. крепления сделали ненужными обычные
для египетских С. натяжные сооружения из канатов и балок, укрепляемые над
палубой и вдоль бортов. Обшивка С. выполнялась из досок, сначала тёсаных,
а затем пилёных. Отд. части обшивки и деревянного набора скреплялись деревянными
гвоздями, шипами, а впоследствии - медными и железными скобами и гвоздями.


Первые плавучие средства передвигались
по течению или с помощью простейших судовых движителей - шестов
и вёсел. Паруса были известны с 3-го тыс. до н. э., они изготовлялись из
шкур, тростниковых циновок, деревянных планок. Долгое время паруса выполняли
вспомогат. роль, их ставили только при попутном ветре, а при безветрии
С. двигались и маневрировали с помощью вёсел. Вёсла на гребных судах
располагали
по всей длине С. в 1, 2 и 3 яруса (напр., римские униремы, биремы, триремы),
каждое весло обслуживало до 10 гребцов. В 7 в. появились универсальные
гребные С.- галеры, а в 16 в. более крупные галеасы,
на к-рых
уже значит, роль играли паруса. Узкие и манёвренные гребные С. использовались
ещё в 18 в., гл. обр. в качестве воен. кораблей (см.
Военно-морской
флот, Гребной флот).
На широких и вместительных грузовых С. более эффективным
движителем был парус. Чисто парусные С. появились в 10-13 вв в Средиземноморье,
Скандинавии, Китае. С развитием техники управления парусами и лавирования
С. получили возможность двигаться и против ветра, меняя галсы. Для
управления гребными и парусными С. использовали широкие рулевые вёсла (с
одного или обоих бортов) или одно рулевое весло в кормовой части, где впоследствии
был установлен руль. С 12-13 вв. в Зап. Европе строились пригодные
для океанских плаваний нефы, каравеллы
и другие парусные суда.
Наивысшего развития парусные суда достигли во 2-й пол. 19 в.; длина
их составляла 90 м, шир. 15-17 м, грузоподъёмность 5 тыс.
т, скорость 33 км/ч и более (см. также Парусный флот).


Для предохранения деревянной подводной
части С. от разрушения финикийцы обшивали её металлом (свинцовыми
пластинами), с нач. 18 в. ниж. часть корпуса покрывали тонкими медными
листами. Предложения применять в судостроении железо вместо дерева относятся
к сер. 17 в., но только в 1787 англичанин Дж. Уилкинсон построил первое
железное С. дл. 21,5 м. Со 2-й пол. 19 в. железо как судостроит.
материал начало уступать место более прочной стали. Изготовление корпусов
С. целиком из металла позволило увеличить их прочность и уменьшило относит,
массу (по отношению к водоизмещению). Корпуса крупных стальных С. стали
разделять на водонепроницаемые отсеки, устраивать двойное дно, что повысило
их безопасность. Переход от клёпки к сварке ещё более повысил прочность,
надёжность и долговечность С.


В 18 в. делались попытки использовать
для движения С. энергию пара. Первый речной деревянный пароход "Клермонт"
с паровой машиной в качестве гл. судового двигателя и гребными колёсами
по бортам был построен в 1807 в США Р. Фултоном. В России в 1815 регулярные
рейсы между Кронштадтом и Петербургом стало совершать деревянное паровое
С. "Елизавета". Колёсный пароход из железа "Вулкан" был спущен со стапелей
в 1818 в Великобритании. В 1-й пол. 19 в. на морских пароходах стали
устанавливать гребные винты, которые на волнении оказались значительно
эффективнее гребных колёс. На рубеже 19 и 20 вв. в качестве судовых
двигателей
начали использовать паровые турбины (в 1894 в Великобритании
был построен турбоход "Турбиния") и двигатели внутр. сгорания (в
1903 в России был спущен на воду дизель-электроход "Вандал"). К сер. 20
в. появились С. с энергетич. установками, работающими на ядерном топливе
(см.
Лтомнъш флот, Атомный ледокол "Ленин").


Устройство и типы С. Важнейшая характеристика
С.- его эксплуатац. качества, которые численно выражают эксплуатационно-технические
характеристики, или тактико-технические данные: скорость, район и дальность
плавания, автономность, энерговооружённость, уровень автоматизации производственных
процессов, надёжность, ремонтопригодность, обитаемость и другие, а для
транспортных -также грузоподъёмность, грузо- и пассажировместимость, регистровая
вместимость
и приспособленность к грузовым операциям (для грузовых
С.). Специфич. свойства С. как плавучих сооружений -т. н. мореходные
качества
(плавучесть, остойчивость, качка, ходкость, управляемость,
непотопляемость). Учёт этих свойств при создании С. связан с выполнением
комплекса н.-и. и конструкторских работ (обоснование технико-эксплуатац.
требований, проектирование, модельные испытания).


При создании С. используются: теория
проектирования С., теория корабля, строительная механика корабля, теория
судовых механизмов и машин, технология постройки, экономика судостроительного
произ-ва, а также действующие правила постройки, определяемые классификационными
обществами,
и т. д. Обоснование и создание нового судна длится неск.
лет.


Важнейшие технико-эксплуатац. характеристики
С. определяются осн. элементами: главными размерениями (длиной, шириной,
высотой борта на середине длины С. и т. д.), дедвейтом, водоизмещением,
типом
и мощностью гл. двигателей, вместимостью. Самоходное С. состоит из корпуса
с надстройками и рубками, судовых устройств и систем, энергетической установки
с движителями, навигационного оборудования, средств связи. Корпус судна
разделяется палубами, поперечными и продольными переборками на отсеки,
в
к-рых располагают энергетич. установки, трюмы, твиндеки и т. д.
На мор. С. междудонное пространство в корпусе используется для хранения
топлива п пресной воды, а также водяного балласта. Корпуса С.
изготовляются
из стали, лёгких сплавов, дерева, железобетона, пластмасс и др. конструкционных
материалов.
Надстройки п рубки размещаются на верх, палубе и
содержат каюты для экипажа и пассажиров, обществ., хоз. п
служебные помещения.


В рубках (рулевой, штурманской и
радиорубке) устанавливаются навигац. оборудование и судовые средства
связи,
сигнализации и управления, обеспечивающие безопасное плавание
С., определение его местоположения, связь с берегом и т. д.


Внеш. форма и принципиальная компоновка
определяют архитектурно-конструктивный тип С., в частности его характеризуют:
форма носовых и кормовых обводов (см. Корма, Нос), размеры
и расположение надстроек судовых и рубок, продольная погибь
верх, палубы (седловатость), место расположения энергетической установки,
число палуб и трюмов, число и размеры грузовых люков, бортовых,
носовых и кормовых портов.


Судовые устройства и судовые
системы
обеспечивают безопасную эксплуатацию С. и сохранность перевозимых
грузов, комфортабельные условия для экипажа и пассажиров. Энергетич. установка
состоит из гл. и вспомогат. механизмов и аппаратов и предназначена для
обеспечения движения С., снабжения электроэнергией, паром, водой, сжатым
воздухом судовых механизмов, устройств и систем, а также средств
управления. Наибольшее распространение получили дизельные энергетич. установки.
Автоматизированные
энергетические установки работают без постоянной вахты в машинном отделении;
управление и контроль за работой ведётся дистанционно, в т. ч. из рулевой
рубки. Основной тип применяемых на С. движителей - гребные винты.


Развитие С. идёт по пути их универсализации
и специализации, причём специализация, например трансп. С., обусловливается
не только видом перевозимого груза, но и технологией его перегрузки. Напр.,
сухогрузные суда в целях сокращения времени и ликвидации ручного труда
при погрузке и выгрузке, удобной укладки грузов строятся с большим раскрытием
трюмов, с грузовыми устройствами или без них; С. универсального назначения
- с 1-3 грузовыми люками по ширине С., с кранами грузоподъёмностью ок.
25-30т. Широкое развитие получили С. для перевозки пакетов или контейнеров
с унифицированными размерами - контейнеровозы, трейлерные суда и
др. Принципиально новый вид трансп. С.- лихтеровозы, перевозящие лихтеры
(плавучие контейнеры с одним трюмом грузоподъёмностью до 1000 т).
Лихтеровозы бывают одно- и трёхпалубные, двухкорпусные; снабжаются мощными
грузоподъёмниками. Самые крупные из сухогрузных С.- С. для перевозки навалочных
и насыпных грузов. Среди них универсальные навалочники и узкоспециализированные
рудовозы,
цементовозы, углевозы. Жидкие грузы наливом (нефть, жидкое топливо,
смазочные масла, сжиженные газы и т. п.) перевозят в танкерах,
наибольшие
из к-рых по размерам превосходят все др. С.


Получают применение составные С.
для транспортировки навалочных грузов, леса, нефти и др. в прибрежном и
океанском плавании. Грузоподъёмность составных С. 5-50 тыс. т, скорость
до 30 км/ч, мощность гл. двигателей достигает 10 Мет. Составное
С. включает грузовую и энергетическую секции с жёстким или гибким счальным
устройством. Грузовая секция-несамоходная баржа с якорным, швартовным,
а иногда и грузовым устройством, балластно-осущит. системой; управление
устройствами и системами - дистанционное (с энергетич. секции).


Совр. пассажирские С., игравшие до
сер. 20 в. большую роль в перевозке пассажиров на дальние расстояния (напр.,
из Зап. Европы в Австралию), используются гл. обр. для многодневных
турпстич. рейсов (круизов), кратковременных прогулок и местного
сообщения. Турпстич. С.- комфортабельные и, как правило, крупные С., рассчитанные
на неск. сотен пассажиров. С. местного сообщения отличаются быстроходностью,
многие пз них - суда на подводных крыльях и суда на воздушной
подушке.



Повышение провозоспособности С. достигается
в первую очередь увеличением их грузоподъёмности и скорости, обусловливаемым
интенсификацией обработки судов в портах, снижением удельных эксплуатационных
расходов и пр. Наиболее быстро растёт грузоподъёмность С. для перевозки
массовых грузов (нефти, сжиженных газов, руды, удобрений и др.),
увеличение размеров танкеров и навалочных судов ограничивается глубинами
в портах, каналах и проливах. Снижение энергозатрат обеспечивается совершенствованием
обводов, движительно-рулевого комплекса и энергетич. установки. Весьма
интенсивный рост производительности грузовых операций обусловлен значит,
повышением грузоподъёмности и скорости контейнеровозов, лихтеровозов и
С. с горизонтальным способом грузовых операций. К 70-м гг. 20 в. для водоизмещающих
судов почти достигнут рациональный предел скорости. Наибольшие перспективы
роста скорости (до 100-200 км/ч) у С. на подводных крыльях и воздушной
подушке. Характеристики некоторых судов осн. типов см. в таблице.


Характеристики основных типов судов
























































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Название


Флаг


Назначение


Водоизмещение,
т


Вместимость


Грузоподъёмность,
т


Главные
размерения, м


Энергетическая
установка


Скорость,

км/ч



длина


ширина


высота борта


осадка


тип


мощность,
Мвт


Сухогрузные
суда


"50 лет
Советской власти"


СССР


Грузовое
судно смешанного плавания


4100


4297 м3


2700


110,5


13


5,5


3,5


Дизельная


0,97


19,8


"Волго-Дон"


СССР


Речное
сухогрузное судно


6755


6370 м3


5300


135


16,5


5,5


3,5


-"-


1,47


21


"Сахалин"


СССР


Морской
железнодорожный паром


7740


26 грузовых
вагонов


2000


116,4


19,5


8,8


6,2


Дизель-электри-


11,47


30,5


"Николай
Коперник"


СССР


Морское
рефрижераторное судно


10710


8160 м3


4165


139,8


18


11,5


7,8


ческая Дизельная


9,72


37


"Перекоп"


СССР


Сухогрузное
судно
универсального назначения


18030


18200 м3


11680


140


20,6


12,3


9,1


-"-


5,51


28,7


"Николай
Новиков"


СССР


Морской
лесовоз-дакетовоз


19730


17210 м3


9580


140


21


11,6


8,5


-"-


7,06


28,3


"Григорий
Алексеев"


СССР


Морской
щеповоз


23300


40000 м3


15700


158


24,6


16,4


7,9


-"-


6,1


27,8


"Атлантик
Сага"


Швеция


Морское
судно с горизонтальным способом грузовых операций


27600


45760 м3


14000


183


27,43


19,3


9,04


-"-


14,57


38,4


"Маклейн"


США


Морской
контейнеровоз


50550


1940 контейнеров
длиной


6,1 М



16140


267,6


32,2


20,9


10,4


Паротурбинная


88,2


61,1


"Акадия
Форест"


США


Морской
лихтеровоз


60000


83 лихтера


28000


234


32,5


18,3


11,25


Дизельная


19


37


"Зоя Космодемьянская"


СССР


Морской
навалочник


62850


62900 м3


47240


201


31,8


16,8


11,7


-"-


11,17


27,6


Наливные
суда






"Волго-нефть"


СССР


Речной
танкер


6400


-


5300


128,6


16,5


5,5


3,52


Дизельная


1,47


19,5


"Маршал
Будённый"


СССР


Морской
навалочник-танкер


127260


102375 м3


99650


236


38,7


22


16


-"-


17


27,8


"Крым"


СССР


Морской
танкер


181200


183000 м3


143500


277


45


25,4


17


Паротурбинная


22,05


31,5


"Глобтик
Токио"


Великобритания


Морской
танкер


555000


585000 м3


483600


360


62


36


28


-"-


33,1


28,9


Пассажирские
суда






"Чайка"


СССР


Морское
пассажирское судно на воздушной подушке


39,3


80 пассажиров


-


23,5


6


2,2


1,13/0,6


Дизельная


0,88


55,5


"Комета"


СССР


Морское
пассажирское судно на подводных крыльях


58,3


118 пассажиров




35,1


9,6


7,8


3,2/1,4


-"-


1,76


59,2


"Советский
Союз"


СССР


Речное
пассажирское судно


2385


468 каютных
пассажиров


1200


116


12,4


5


2,3


-"-


1,98


26


"Сонг оф
Норвей"


Норвегия


Круизное
пассажирское судно


11800


870 каютных
пассажиров


-


137,3


24


14,2


6,3


-"-


13,2


38,9


"Белоруссия"


СССР


Морской
автомобильно-пассажирский паром


15100


500 каютных
пассажиров и 250 легковых автомобилей


600


134


21,8


16,3


6,5


-"-


13,25


38,9


"Иван Франко"


СССР


Морское
пассажирское судно


19600


750 каютных
пассажиров


1837


155


23,6


13,5


8,47


-"-


15,4


37,6


Суда различного
назначения






"Север"


СССР


Рыболовный
траулер


2520


1040 м3


435


64


13,1


8,2


5,0


Дизель-электрическая


2,1


24,6


"Богатырь"


СССР


Морской
самоходный плавучий кран


3195


-


300


54,7


25,2


4,5


2,78


Дизельная


1,4


10,2


"Профессор
Щёголев"


СССР


Учебное
судно


10000


176 курсантов


5700


112


17


_


7,36


-"-


3,68


27,8


"Академик
Сергей Королёв"


СССР


Научно-исследовательское
судно


21465


-


-


167


25


13,2


7,9


-"-


8,83


32,4


"Арктика"


СССР


Полярный
ледокол


23440


-


-


136


28


17,2


11


Атомная


55,1


33,3





Илл. см. на вклейке, табл. VI, VII
(стр. 128-129).


Лит.: Рябчиков П. А., Морские
суда, М., 1959; Шершов А. П., К истории военного кораблестроения, М. -
Л., 1952. Э. Г. Логвинович, Л. Г. Соколов.


Правовые вопросы. В совр. междунар.
праве установился принцип свободы мореплавания в открытом море. Каждое
С. должно плавать под флагом к.-л. гос-ва, подтверждающим его национальность
и указывающим, законам какого гос-ва оно подчиняется. Условия предоставления
права плавания под своим флагом, регистрации судов и др. организац. вопросы
устанавливаются нац. законодательством каждой страны.


Сов. законодательство рассматривает
С. как соответствующим образом организованную и управляемую производств,
единицу (т. е. коллектив людей, возглавляемый капитаном). Все сов.
С. находятся в собственности либо гос-ва, либо колхозов и иных обществ,
орг-ций. В личной собственности граждан могут находиться суда вместимостью
не более 10 регистровых т (прогулочные катера и т. д.). На
С., находящиеся в собственности гос-ва, не может налагаться арест, обращаться
взыскание, в т. ч. в связи с исполнением суд. решений, без согласия Сов.
Мин. СССР. Все сов. С. плавают под флагом СССР. Предварительно они должны
быть зарегистрированы в регистре СССР и быть приписаны к определённому
мор. торг, или рыбному порту. Каждое С. должно иметь судовые документы:
мерительное свидетельство, свидетельство о праве собственности, свидетельство
на право плавания под флагом СССР, свидетельство о годности к плаванию
и др. Перечень документов определяется рядом междунар. конвенций, участником
к-рых является СССР. Каждому С. регистр СССР присваивает определённый класс,
что подтверждается спец. классификационным свидетельством (см. Классификационное
общество).



При нахождении в открытом море
и
в территориальных водах и портах иностр. гос-в С., плавающие под
флагом СССР, рассматриваются как часть терр. СССР (т. н. плавучая территория),
пользуются иммунитетом как имущество сов. гос-ва, к-рое согласно принципам
совр. междунар. права не может быть подвергнуто отчуждению, аресту, задержано
без согласия СССР. См. также Иммунитет государства, Морское право.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я