СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ

СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ парящее
судно, судно, к-рое приподнимается над поверхностью воды нагнетаемым под
днищем воздухом, благодаря чему уменьшается сопротивление движению судна.
Конструкцию судна, скользящего по слою сжатого воздуха между его днищем
и водой, предложил в 1716 швед, учёный Э. Сведенборг; одно из первых С.
на в. п.- торпедный катер для австрийского военно-мор. флота -построено
в 1916. Теоретич. обоснование принципа движения на воздушной подушке
было
выполнено К. Э. Циолковским (1927). Первое сов. С. на в.
п., разработанное под рук. проф. В. И. Левкова, прошло испытания в 1934-35
при движении над водой, снегом и землёй. Практическое использование С.
на в. п. началось с сер. 60-х гг. в воен. флоте и для пассажирских перевозок.


Различают С. на в. п. с центральной
подачей воздуха под куполообразное днище от вентилятора (камерная схема)
и
с расположением подающих воздух отверстий по периметру днища (сопловая
схема). Устойчивое движение парящего С. на в. п. на волнении достигается
удержанием воздушной подушки под днищем, что предотвращает динамич. крен
и дифферент. У С. на в. п. с полным отрывом от воды возд. подушка ограждается
по периметру гибкими элементами (напр., секционированными полотнищами);
движителями на таких судах служат воздушные винты и воздушно-реактивные
двигатели;
скорость судов 100-150 км/ч. С. на в. п. с постоянно
погружёнными в воду боковыми гибкими или жёсткими ограждениями возд. подушки
развивают скорость 60-100 км/ч; на них используются гребные винты,
и
водомётные движители.


С. на в. п. применяются для перевозки
пассажиров и автомобилей (паромы), в качестве военно-десантных судов и
т. п. Лит.: Основы теории судов на воздушной подушке, Л., 1970;
Злобин Г. П., Симонов Ю. А., Суда на воздушной подушке, Л., 1971. Э.
Г. Логвинович.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я