СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ
устройство
для преобразования к.-л. энергии в полезную работу движения судна. С. д.,
напр. паруса, могут использовать "внешнюю" энергию (т. е. энергию
течения воды, ветра) или же приводиться в действие мускульной
энергией человека (весло, шест), судовыми двигателями. К
лопастным С. д. непрямой реакции относятся гребной винт (колесо), крыльчатый
движитель, воздушный винт', к С. д. прямой реакции - водомётные
движители, воздушно-реактивные двигатели. Осн. характеристика С. д.
-его движущая сила (упор), равная при прямолинейном равномерном
движении силе сопротивления воды движению судна (у буксирного судна - сумме
сопротивлений самого судна и буксируемого объекта). Эффективность
С. д. в сочетании с корпусом судна и рулём характеризуется отношением буксировочной
мощности судна к мощности на С. д. - т. н. пропульеивным коэффициентом
(см. Пропульсивные качества). Выбор типа С. д. зависит от назначения
судна. Напр., на судах, плавающих по мелководью или по засорённому
фарватеру, применяются водомётные движители; на судах с повышенной манёвренностью
- крыльчатые движители. Э. Г. Логвинович.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я