СУДОСТРОЕНИЕ
отрасль тяжёлой
пром-сти, осуществляющая постройку судов. С. как область коллективной деятельности
людей зародилась в глубокой древности в связи с возникновением потребности
в судах значит, размеров. Развитое С. существовало в Др. Египте, в Финикии,
Др. Китае. В ср. века суда в значит, кол-вах строились в Византии, в гос-вах
Средиземноморья и Сев. Европы, в Др. Руси. В 15-16 вв. С. начало интенсивно
развиваться в Португалии и Испании, позднее - в Англии, Нидерландах, Франции
и др. странах.
Приёмы постройки судов относительно
мало менялись до нач. 19 в., когда для изготовления корпусов судов вместо
дерева стал применяться металл, а вместо парусов - механич. двигатели (паровые
машины). Переход к постройке стальных судов и к применению механич.
двигателей исключил использование ранее накопленного опыта и потребовал
создания расчётных методов проверки прочности, ходкости и др. качеств создаваемых
судов, а также разработки новых технологич. процессов. Существенные изменения
в технологию постройки стальных судов внесло внедрение в 1-й пол. 20 в.
электросварки, заменившей применявшуюся до этого клёпку корпусных конструкций,
а также резкое увеличение размеров судов и появление судов новых типов.
Судостроит. пром-сть включает судостроит.
з-ды (часто с развитым машиностроением), конструкторские бюро (за рубежом
они обычно принадлежат заводам), науч. организации, располагающие опытовыми
бассейнами, кавитац. трубами и др. оборудованием для проведения исследований
в области С. В.СССР в состав судостроит. пром-сти входят также машино-
и приборостроит. предприятия.
Совр. судно - одно из наиболее сложных
инженерных сооружений. Оно состоит из большого числа компонентов (деталей
корпуса, а также единиц энергетич., электронного и др. оборудования). При
его постройке используются материалы широкой номенклатуры. К судам часто
предъявляются противоречивые требования, из-за чего технич. решения, улучшающие
одни качества, могут ухудшать другие. Судно эксплуатируется (обычно 20-25
лет) в составе больших транспортных, промысловых или иных систем, особенности
к-рых должны быть учтены при его проектировании. Всё это предопределяет
сложность, большую трудоёмкость и значит, длительность проектных и проектно-технологич.
работ, в ходе к-рых получается и фиксируется информация, необходимая для
постройки и обеспечения последующей эффективной и безопасной эксплуатации
судна. С целью повышения качества этих работ, сокращения их трудоёмкости
и длительности в ряде стран (в т. ч. и в СССР) создаются системы автоматизир.
выполнения работ с помощью ЭВМ.
Постройка совр. стального судна включает
подготовку листового и профильного материала, вырезку деталей корпуса,
осуществляемую преим. на газорезальных машинах, гибку деталей, сварку отд.
корпусных конструкций, изготовление в цехах предварит, сборки секций и
блоков массой до 600 т (на нек-рых заводах - св. 1000 т),
монтаж ксрпуса из секций и блоков, спуск судна на воду, насыщение
его оборудованием и отделку судовых помещений, испытания судового оборудования
и судна в целом. Корпуса крупных судов собираются из секций и блоков в
строит, доках или на наклонных продольных стапелях. Суда
малых и средних размеров часто строятся на слипах. На ряде предприятий
серийная постройка судов производится поточным методом с передвижкой формируемого
из секций и блоков судна с позиции на позицию, на каждой из к-рых выполняется
определённый объём сборочных, монтажных и др. работ. С целью ускорения
процесса постройки судов значит, объём монтажных работ осуществляется при
предварит, сборке путём насыщения секций и блоков механизмами, устройствами
и др. комплектирующим оборудованием. При этом широко применяется агрегатирование
оборудования, обеспечивающее помимо ускорения монтажа повышение качества
в результате проведения сборки и испытаний агрегатов в специализированных
цехах, а не на достраиваемом судне.
Особые технологич. процессы применяются
при изготовлении отд. конструкций (напр., надстроек) или корпусов
целиком из лёгких сплавов, железобетона, пластмасс. Из-за широкой номенклатуры
используемых при постройке судов материалов и изделий при относительно
небольшой потребности во многих из них для С. характерна развитая кооперация
(в том числе международная) со многими отраслями промышленности,
а из-за существенных различий в конструкции и оборудовании судов разных
типов - специализация заводов по типам строящихся судов. Мировое С. характеризуется
высокой концентрацией в небольшом числе стран: ок. половины валовой вместимости
построенных в мире судов в 1965-75 дала Япония, а общая доля 10 стран с
наиболее развитым С. превышает 80% (по валовой вместимости) мирового
объёма стр-ва судов (см. табл.). Во мн. странах суда строятся гл.
обр. на экспорт; напр., в 1974 в Испании на экспорт построено 70% судов,
в ФРГ и Японии - по 65%, в Швеции - 70% (по валовой вместимости всех построенных
в этих странах судов). Развитое С., ориентирующееся на экспортные заказы,
создается в ряде стран, располагающих избытком дешёвой рабочей силы (Бразилия,
Греция, Сингапур, Юж. Корея).
Трансп. С. развито
в СССР, ПНР, ГДР, СФРЮ; в капиталистич. странах-в Японии, Швеции, ФРГ,
Испании, Франции, Великобритании. Плавучие средства для освоения океана,
напр, буровые платформы, строятся гл. обр. в США, Норвегии, Великобритании.
По промысловому С. среди социалистич. стран ведущее место занимают СССР,
ПНР, ГДР; среди капиталистических - Япония. Речное С. наиболее развито
в СССР, ЧССР и ГДР, а в капиталистич. странах-в США.
Боевые корабли и вспомогат. суда
ВМФ в капиталистич. мире наиболее интенсивно строятся в США, Франции, Великобритании.
В России С. как отрасль пром-сти зародилось на рубеже 17 и 18 вв.; сооружались
гл. обр. корабли военные, однако именно на русских верфях были созданы
первые: ледокол ("Пайлот", 1864), суда с гл. двигателями внутреннего
сгорания (речное - "Вандал", 1903; морское -"Дело", 1908).
В годы Сов. власти работа судостроит.
з-дов была возобновлена после Гражданской войны и преодоления хозяйственной
разрухи в сер. 20-х гг. В последующее десятилетие была освоена постройка
лесовозов, грузо-пассажирских, рефрижераторных и наливных судов, траулеров.
Перед 2-й мировой войной 1939-45 в СССР было построено значительное количество
торпедных катеров, сторожевых кораблей, тральщиков, крейсеров, подводных
лодок; после Великой Отечеств, войны 1941-45 - неск. больших (в
ряде случаев насчитывающих мн. десятки судов) серий танкеров, лесовозов,
грузовых судов ледового плавания, ср. и больших траулеров, плавучих рыбозаводов.Судостроит.
з-дами (Балтийский з-д и Адмиралтейское объединение в Ленинграде, з-д "Красное
Сормово" в Горьком, Черноморский з-д в Николаеве, Херсонский судостроит.
з-д и др.) были созданы, а затем впервые строились крупными сериями
суда смешанного плавания, сухогрузные суда с большим раскрытием палуб,
скоростные речные и мор. суда на подводных крыльях и др. На сов. з-дах
построены: первое в мире невоенное судно с атомной энергетич. установкой
-ледокол "Ленин" (1959); крупнейшее н.-и. судно "Космонавт Юрий
Гагарин" (1971), мощнейший атомный ледокол "Арктика" (1974). Ведётся постройка
контейнерных судов и судов с горизонтальной погрузкой, больших танкеров
и навалочников, добывающе-перерабатывающих промысловых судов для ведения
промысла на больших глубинах и т. д. Нек-рые суда в СССР покупаются зарубежными
судоходными компаниями и судовладельцами. В. С. Дорин.
Постройка судов в 197 0-7 5 (учтены
суда валовой вместимостью более 100 peг. т)
Страна
|
Количество
судов |
Валовая
вместимость, млн. peг. т |
||||||||||||
1970
|
1971
|
1972
|
1973
|
1974
|
1975
|
1970
| 1971 |
1972
|
1973
|
1974
|
1975
|
||||
Япония
|
1037
|
992
|
885
|
1080
|
1045
|
930
|
10,100
|
11,132
|
12,857
|
14,751
|
16,894
|
16,991
|
||
Швеция
|
3 9
|
42
|
42
|
39
|
40
|
47
|
1,539
|
1,863
|
2,028
|
2,290
|
2,181
|
2,188
|
||
ФРГ
|
184
|
178
|
148
|
134
|
128
|
164
|
1,317
|
1,968
|
1,389
|
1,926
|
2,142
|
2,499
|
||
Испания
|
130
|
161
|
161
|
202
|
230
|
210
|
0,649
|
0,830
|
1,083
|
1,319
|
1,561
|
1,593
|
||
Великобритания
|
139
|
122
|
1 30
|
119
|
116
|
114
|
1,327
|
1,233
|
1,197
|
1,067
|
1,198
|
1,170
|
||
Франция
|
131
|
70
|
60
|
56
|
54
|
59
|
0,859
|
1,086
|
1,030
|
1,170
|
1,046
|
1,150
|
||
Норвегия
|
115
|
121
|
125
|
127
|
129
|
138
|
0,702
|
0,884
|
0,825
|
0,984
|
0,964
|
1,052
|
||
Нидерланды
|
101
|
107
|
112
|
123
|
127
|
143
|
0,632
|
0,572
|
0,750
|
0,852
|
0,942
|
1,028
|
||
Дания
|
52
|
56
|
62
|
59
|
63
|
58
|
0,518
|
0,728
|
0,952
|
1,004
|
1,076
|
0,969
|
||
Италия
|
48
|
66
|
58
|
51
|
54
|
41
|
0,546
|
0,872
|
0,902
|
0,837
|
0,953
|
0,792
|
||
Всего в
мире |
2814
|
2917
|
2776
|
2999
|
2949
|
2730
|
20,980
|
24,388
|
26,749
|
30,409
|
33,541
|
34,203
|
||
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я