СУНДУКЯН
Габриэл Мкртичевич
[29.6(11.7.). 1825, Тбилиси, -16(29).3. 1912, там же], армянский
писатель, драматург. Один из зачинателей критич. реализма в арм. лит-ре.
Окончил в 1850 вост. отделение историко-филологич. ф-та Петерб. ун-та.
В 1850 возвратился в Тбилиси и работал переводчиком при канцелярии наместника
Кавказа, затем нач. хоз. отдела Кавк. управления дорог. Лит.-обществ, деятельность
начал в 60-е гг. С.- один из организаторов арм. театра, с к-рым тесно связана
вся его лит. деятельность. Первая пьеса "Ночное чихание - к добру" поставлена
в 1863 (изд. 1866). За ней следовали: "Переполох" ("Хатабала", 1866,
изд. 1881), "Оскан Петрович на том свете" (1866, изд. 1899),
"Прочие, или Новый Диоген" (1869, изд. 1907), "Ещё одна жертва"
(1870, изд. 1894), "Пэпо" (1871, изд. 1876), "Разорённый
очаг" (1873, изд. 1883), "Супруги" (1888, изд. 1893) и др.
В последние годы жизни С. создал пьесы "Любовь и свобода" (изд. 1910)
и
"Завещание" (1912), лишённые, однако, реалистич. силы его лучших
произв.; в них писатель пытался разрешить социальные и этич. конфликты
в русле нравств. примиренчества. Его пьесы ознаменовали целый период в
истории арм. драматургии. С. отображал совр. ему жизнь, утверждая победу
реализма. Он вывел жанр комедии из рамок бытового водевиля и поднял его
до уровня социальных обобщений. С. показал процесс обуржуазивания арм.
общества, обострение социальных противоречий. Реализм и демократизм С.
нашли яркое выражение в пьесе "Пэпо", где создан образ героя из народа.
В прозе С. наиболее значительна повесть "Варенькин вечер" (1877),
где показана трагедия простого человека в условиях бурж. быта. "Беседы
Амала" и "Беседы Адида", написанные в жанре публицистич. фельетона, обличают
несправедливость и эксплуатацию. Пьесы С. переведены на мн. языки мира.
Имя С. присвоено Арм. драматич. театру (Ереван).
Г. М. Сундукян.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я