СУРИКОВ
Василий Иванович [12(24).1.
1848, Красноярск,-6(19).3.1916, Москва], русский исторический живописец.
Родился в казачьей семье. Учился в петерб. АХ (1869-75) у П. П. Чистякова.
Действит. чл. петерб. АХ (1893). Уже в годы учения, обращаясь к ист. живописи,
С. стремился преодолеть условность академич. иск-ва, вводя в свои композиции
бытовые детали, добиваясь конкретной историчности в изображении архитектуры,
убедительности свободной группировки фигур ("Княжий суд", 1874, "Апостол
Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы", 1875, обе - в
Третьяковской гал.). С 1877 жил в Москве, систематически совершал поездки
в Сибирь, был на Дону (1893), на Волге (1901-03), в Крыму (1913). Посетил
Германию, Францию, Австрию (1883-84), Швейцарию (1897), Италию (1900),
Испанию (1910). Чл. Т-ва передвижных художеств, выставок (с 1881; см. Передвижники),
Союза русских художников. С. страстно любил рус. старину: обращаясь
к сложным переломным эпохам в истории России, он стремился в прошлом народа
найти ответ на волнующие вопросы современности. В 1880-е гг. С. создал
свои наиболее значительные произв.- монументальные ист. картины: "Утро
стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Берёзове" (1883; илл. см. т. 10,
табл. XL, стр. 560-561), "Боярыня Морозова" (1887; илл. см. т. 19, вклейка
к стр. 377; все-в Третьяковской гал.). С глубиной и объективностью проницательного
историка С. раскрыл в них трагич. противоречия истории, логику её движения,
испытания, закалившие характер народа, борьбу ист. сил в петровское время,
в эпоху раскола, в годы нар. движений. Гл. действующим лицом в его картинах
выступает борющаяся, страдающая, торжествующая нар. масса, бесконечно разнообразная,
богатая яркими типами, объединёнными в картинах в подлинно симфонич. созвучие.
С. показывает бурлящие в народе бунтарские силы; его влекут к себе могучие
характеры (такие, как исполненный яростной решимости и неукротимого духа
сопротивления рыжебородый стрелец в картине "Утро стрелецкой казни", или
проникнутая страстью и фанатич. убеждённостью подвижничества боярыня Морозова
в одноим. картине), раскрывающиеся в бурных событиях рус. истории. С большиммастерством
С. передавал облик площадей и улиц старой Москвы и заполняющие их толпы
народа, с глубокой любовью к идеалу прекрасного, созданному нар. творчеством,
изображал одежды и утварь, вышивки, роспись, резьбу. В своих монумент,
по форме картинах С. создал новаторский тип композиции, при к-рой общее
движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает
глубокий внутр. смысл события; он добился удивит, гармонии полнозвучных
чистых красок в пленэрной живописи. В его произв. общий колорит, ритм цветовых
пятен, фактура и направление движения мазка усиливают психологич. характеристику
человека, а цвет порой приобретает почти символич. звучание. После смерти
в 1888 жены С. впал в острую депрессию, оставил живопись. Преодолев после
поездки в Сибирь (1889-90) тяжёлое душевное состояние, С. создал полотно
"Взятие снежного городка" (1891, Рус. музей, Ленинград), запечатлевшее
образ народа, полного удали, здоровья и веселья, В ист. картинах 1890-х
гг. С. обращается к иной проблематике, избирая в прошлом рус. народа события,
в к-рых он действует как единая, лишённая внутр. трагич. раскола сила,
совершающая героич. подвиги во славу Родины. В картине "Покорение
Сибири Ермаком" (1895, Рус.
музей; илл. см. т. 22, табл.
XXVIII, стр. 304-305) мысль С. "две стихии встречаются" раскрыта в смелой
удали казацкого войска, в своеобразной красоте человеческих типов, одежд,
украшений сиб. племён. В картине "Переход Суворова через Альпы" (1899,
Рус. музей) воспето мужество русских воннов. Утверждение духовного здоровья,
жизнерадостности, избытка внутр. сил рус. народа, характерное для ист.
живописи С. 1890-х гг., проявилось и в исполненных им в эти годы портретах
("Сибирская красавица". Портрет Е. А. Рачковской, 1891, Третьяковская гал.).
В годы реакции С., верный демократич. традициям, работал (1909-10) над
картиной "Степан Разин" (начата в 1903; Рус. музей). С. также много работал
в технике акварели (преим. пейзажи). Патриотпч., правдивое
творчество С., впервые с такой силой показавшее народ как движущую
силу истории, стало новым этапом в мировой ист. живописи. Имя С.
присвоено Московскому художественному институту, в Красноярске открыт
Дом-музей С. и сооружён ему памятник (бронза, гранит, 1954, скульптор Л.
Ю. Эйдлин, арх. В. Д. Кирхогланн).
Илл. см. на вклейках - к стр. 96-97
и табл. I (стр. 128-129).
В. И. Суриков. Автопортрет. 1913.
Третьяковская галерея. Москва.
Лит.: В. И. Суриков.
[Альбом. Вступ. ст. H. Г. Машковцева], М., 1960; В. И. Суриков. [Альбом.
Вступ. ст. Д. Сарабьянова], М., 1963; К е м е н о в В. С., Историческая
живопись Сурикова. 1870 -1880-е гг., М., 1963.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я