СУХОГРУЗНОЕ СУДНО
грузовое
судно для перевозки различных сухих грузов - штучных (кипы, ящики, контейнеры
и др.), насыпных (зерно, цемент и др.), навалочных (руда,
уголь и др.), а также автомобилей, тракторов и ж.-д. вагонов, жидких
грузов в таре или в диптанках. Специализированные С. с. перевозят
однородный груз и обычно называются по виду этого груза (контейнерное
судно, лесовоз, рудовоз, банановоз и др.). Комбинированные С.
с. рассчитаны на 2-3 различных груза, к-рые могут попеременно размещаться
в грузовых помещениях (лесовоз-навалочник, навалочник-контейнеровоз и др.).
На универсальных С. с. можно перевозить одновременно грузы неск. видов.
На С. с. грузы помещаются в трюмах,
твиндеках и диптанках, а также на верхней палубе (штучные грузы). Универсальные
С. с.- многопалубные, специализированные бывают и однопалубными. Погрузка-выгрузка
С. с. производится вертикальным способом через грузовые люки верхней палубы
или горизонтальным способом - через бортовые, носовые и кормовые отверстия
(порты), расположенные выше гл. палубы (палубы переборок). Для погрузки-выгрузки
большинство С. с. оборудуется судовыми грузовыми механизмами - стационарными
или передвижными кранами, стрелами, транспортёрами и др. устройствами.
При горизонтальном способе погрузки-выгрузки груз перемещается с причала
на судно по рампе своим ходом либо с помощью автопогрузчиков и тягачей;
передача груза с палубы на палубу осуществляется лифтами, подъёмниками
и т. д. Грузоподъёмность мор. С. с. до 200 тыс. т, скорость до 33
уз
(ок.
60 км/ч); особенность конструкции мор. С. с.- двойное дно. Грузоподъёмность
речных С. с. 5-8 тыс. т, скорость 15-20 км/ч. л. Г. Соколов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я