СУЩЕСТВОВАНИЕ
[позднелат.
ex(s)istentia, от лат. ex(s)isto - существую], в диалектико-материалистической
философии синоним бытия материи и сознания. В истории философии
понятие "С." употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи,
к-рое, в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом.
Схоластика
(см.
Реализм, Номинализм) усматривала в дуализме сущности и С. коренную
раздвоенность природного (сотворённого) универсума, снимаемую лишь
в боге: С. вещи не выводимо из её сущности, но детерминировано в конечном
счёте творческим волением бога.
Англ, эмпиризм 17-18 вв. (Дж.
Локк,
Д.
Юм) признаёт реальность единичных фактов, С. к-рых ниоткуда не выводимо
и к-рые фиксируются в чувственном опыте - источнике всякого знания. Рационализм
нового времени (Р. Декарт, Б.
Спиноза,
И. Г. Фихте,
Г. Гегель) в своём истолковании С. исходит из учения о тождестве
мышления и бытия: С., по существу, трактуется здесь как нечто разумное,
рациональное. Попыткой примирить обе точки зрения были учения Г. Лейбница
и И. Канта. Лейбниц признаёт два рода истин: вечные истины разума
и истины факта; однако различие между первыми и вторыми, согласно Лейбницу,
существует только для конечного человеческого разума, в божественном разуме
оно снимается. Кант признаёт онтологич. значение С. непознаваемой "вещи
в себе", к-рое принципиально невыводимо логически, т. к. невозможно
логически вывести существование ни одного чувственного явления (ибо рассудок
даёт лишь формальную связь, а материал для него поставляет чувственность).
Принципиально новый категориальный
смысл С. получает у С. Къеркегора. Он противопоставляет рационализму
(в частности, Гегеля) понимание С. как человеческого бытия, к-рое
постигается непосредственно. С., по Кьеркегору,-единично, личностно, конечно.
Конечное С. имеет свою судьбу и обладает историчностью, ибо понятие истории,
согласно Кьеркегору, неотделимо от конечности, неповторимости С., т. е.
от судьбы.
В 20 в. кьеркегоровскбе понятие С.
возрождается в экзистенциализме (К. Ясперс, М. Хайдеггер,
Ж.
П. Сартр, Г. Марсель и др.), где оно занимает центр,
место. С. (т. е. экзистенция; отсюда сам термин "экзистенциализм") трактуется
в экзистенциализме как нечто соотнесённое с трансценденцией, т. е. выходом
человека за собственные пределы. Непостижимая для мышления связь С. с трансценденцией,
его конечность обнаруживаются, согласно экзистенциализму, в факте самого
С. Однако конечность, смертность С.- не просто эмпирический факт прекращения
жизни, а начало, определяющее структуру С., пронизывающее собой всю человеческую
жизнь. Отсюда характерный для экзистенциализма интерес к т. н. "пограничным
ситуациям" (страдание, страх, тревога, вина), в к-рых выявляется природа
С.
Выступая против всех форм идеализма,
марксистская философия рассматривает С. как объективную реальность многообразных
форм материи и как социально-историч. бытие, определяющее положение человека
в обществе. См. ст. Бытие и лит. при ней. Я. П. Гайденко.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я