СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ
совокупность
отраслей народного хозяйства, продукция которых выступает в виде определённой
целесообразной деятельности (услуг).
С. о., согласно делению, принятому
в планировании и статистике СССР, включает торговлю, общественное питание
и
отрасли непроизводственной сферы (за исключением отраслей науки,
научного обслуживания и управления). Часть услуг население получает
в порядке заказов у отд. граждан. С. о. в СССР составляет примерно '/ю
часть общего нац. произ-ва материальных благ и услуг (в 1973 соответственно
89,9 млрд. руб. и 850,2 млрд. руб.). Доля С. о. в общем фонде потребления
населением СССР материальных благ и услуг возросла с 29,6% в 1960 до 33,7%
в 1974, а занятых (в общем количестве занятых в нар. х-ве) - с 17,1%
в 1960 до 23,7% в '1974. Значит, рост С. о. объясняется структурными сдвигами
в составе обществ, потребностей. По мере роста материального и культурного
уровня жизни народа потребности в услугах образования, культуры,< здравоохранения
растут относительно быстрее совокупности остальных потребностей населения
в силу действия объективного экономич. закона возвышения потребностей (см.
Возвышения
потребностей закон). Увеличивается и доля расходов на платные услуги
в потребительских затратах населения. По мере повышения уровня экономич.
развития страны на долю С. о. приходится возрастающая часть ресурсов общества,
продукция её играет всё более значит, роль в потреблении населения. С.
о. растёт во всех социалистических странах. Та же тенденция характерна
и для развитых капиталистич. стран. Так, в США в 1950 на долю услуг приходилось
30,4% валового национального продукта,
в 1960 -37,2%,
в 1973 - 41,9%.
Лит.: РутгайзерВ. М., Сфера
обслуживания - какой ей быть?, М., 1971; США: сфера услуг в экономике,
М., 1971; Теорети: ческие проблемы услуг и непроизводственной
сферы при социализме, М., 1972; Правдин Д. И., Непроизводственная сфера:
эффективность и стимулирование, М., 1973. В. М. Рутгайзер.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я