СХОЛАСТИКА

СХОЛАСТИКА (лат. scholastica,
от греч. scholastikos - школьный, учёный, scho1ё - учёная беседа, школа),
тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением
примату теологии, соединением догматич. предпосылок с рационалистич. методикой
и особым интересом к формально-логич. проблематике; получил наиболее полное
развитие и господство в Зап. Европе в ср. века.


Истоки С. восходят уже к позднеантич.
философии, прежде всего к Проклу (установка на вычитывание ответов
на все вопросы из текстов Платона, энциклопедич. суммирование разнообразной
проблематики, соединение мистич. предпосылок с рассудочными выводами).
Христ. патристика подходит к С. по мере завершения работы над догматич.
основами церк. доктрины (Иоанн Дамаскин). Ранняя С. (11-12 вв.)
сложилась
в условиях подъёма феод, цивилизации и папской власти; она находилась под
влиянием августиновского платонизма (Апселъм Кентерберийский).
Впервые выявляются противоположные позиции в споре об универсалиях -
реализм
(Гильом из Шампо) и номинализм (Росцелин),
а также промежуточная позиция - концептуализм (П. Абеляр). В
этот период С. нередко сталкивается с инерцией фидеистич. антиинтеллектуализма;
не только доктрины отд. "еретиков", но принцип схоластич. рационализма
как таковой вызывает нападки со стороны поборников традиц. линии (Петра
Дамиани, Ланфранка, Бернара Клервоского и др.). Зрелая С.
(12-13 вв.) развивалась в ср.век. ун-тах; её общеевроп. центром
был Парижский ун-т. Платонизм (переживший смелое натуралистич. истолкование
в философии шартрской школы, во многом предвосхитившей тенденции
Возрождения) постепенно вытесняется аристотелизмом, в интерпретации
к-рого происходит размежевание между "еретическим" аверроизмом, отрицавшим
реальность личной , души и учившим о единой безличной интеллектуальной
душе во всех существах (Сигер Брабантский), и ортодоксальным направлением
С., подчинявшим онтологию Аристотеля христ. представлениям о личном боге,
личной душе и сотворённом космосе (Альберт Великий и особенно Фома
Аквинский).
Поздняя С. (13-14 вв.) испытала воздействие обострившихся
идейных противоречий эпохи развитого феодализма. Иоанн Дуне Скот противопоставил
интеллектуализму системы Фомы Аквинского свой волюнтаризм, отказ от завершённой
системы и острый интерес к индивидуальному бытию. Оппозиц. представители
этого периода (У. Оккам, отчасти Никола Орем)всё энергичнее
настаивают на теории двойственной истины, разрушавшей схоластич.
"гармонию" веры и разума. Возрождение оттеснило С. на периферию умственной
жизни. Частичное оживление традиций С. произошло в т. н. второй С. (16-17
вв.), развивавшейся в период Контрреформации, главным образом в
Испании (Ф. де Витория, Ф. Суарес, Г. Васкес, М. Молина).
Просвещение нанесло второй С. решающий удар. В кон. 19-20 вв. традиции
С. возрождаются в неотомизме (см. также Неосхоластика). С.
возникла в условиях, когда церковь выступала в виде "...наиболее общего
синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя" (Э нг
е л ь с Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361) и
религия представала одновременно и как универсальная форма не собственно
религ. содержания. Подчинение мысли авторитету догмата (формула Петра Дамиани
"философия есть служанка богословия") присуще ортодоксальной С.
наравне со всеми др. типами правоверно-церк. мировоззрения; специфично
для С. то, что сам характер отношений между разумом и догматом мыслился
при несомненной авторитарности довольно рассудочным. Как "священное писание"
и "священное предание", так и наследие антич. философии, активно использовавшееся
С., выступали в ней в качестве замкнутого нормативного текста. Предполагалось,
что всякое знание имеет два уровня - "сверхъестественное" знание, даваемое
в "откровении", и "естественное", отыскиваемое человеческим разумом; норму
первого содержат тексты Библии, сопровождаемые авторитетными комментариями
отцов церкви, норму второго - тексты Платона и особенно Аристотеля, окружённые
авторитетными комментариями позднеантич. и араб, философов. Потенциально
в тех и др. текстах уже дана "вечная истина"; чтобы актуализировать её,
надо вывести из текстов полноту их логич. следствий при помощи цепи правильно
построенных умозаключений (ср. характерный для зрелой С. жанр "суммы" -
итогового энциклопедич. соч., содержащего нескончаемое множество ответов
на вопросы, выводимых из ограниченного числа "правильных" основоположений).
Мышление С. постоянно идёт путём дедукции и почти не знает индукции;
его
осн. форма -силлогизм. В известном смысле вся С. есть философствование
в формах интерпретации текста. В этом она противоположна новоевроп. науке
с её стремлением открыть истину через анализ опыта, а также мистике
с
её стремлением "узреть" истину в экстатич. созерцании. Обиход С.,
в к-ром "таинства веры" превращались в ходовые образцы логич. задач, вызывал
уже в ср. века протесты не только представителей вольнодумства, но и ревнителей
веры ("нелепо спорить о троице на перекрёстках и превращать предвечное
рождение бога-сына... в поприще публичного состязания" - восклицал в кон.
12 в. Пётр из Блуа). Осознание того, что авторитеты противоречат
друг другу [афоризмы типа "У авторитета - восковой нос" (к-рый можно повернуть,
куда угодно), "аргумент от авторитета - слабейший" были распространены
среди самых ортодоксальных схоластов], явилось одним из важных импульсов
для становления С. Сопоставление взаимоисключающих текстов было введено
гонимым Абеляром (в соч. "Да и нет"), но вскоре стало общепринятой
формой: противоречия теологического и философского предания подлежат систематизации
и должна быть установлена иерархия авторитетов. Специфика схоластического
рационализма не может быть понята вне его связи с традицией юридического
мышления (римское право было в Зап. Европе одной из наиболее жизнестойких
частей античного наследия). В С. имеет место юридич. окраска онтологич.
категорий и онтологизация юридич. категорий; бытие мира и человека, соотносимое
с бытием бога, описывается как совокупность правовых отношений или их аналогов;
сами приёмы выведения частного из общего, заключений по аналогии и т. п.
напоминают разработку юридич. "казусов".


Ориентация на жёстко фиксированные
"правила" мышления помогла С. сохранить преемственность интеллектуальных
навыков, необходимый понятийно-терминологич. аппарат через реставрацию
антич. наследия в предельно формализованном виде (даже резко критиковавшие
С. мыслители нового времени вплоть до эпохи Просвещения и нем. классич.
идеализма принуждены были широко пользоваться схоластич. лексикой).
Гуманисты Возрождения и особенно философы Просвещения в борьбе со ср.-век.
традициями выступили против С., подчёркивая всё мёртвое в ней и превратив
само слово "С." в бранную кличку бесплодного и бессодержат. умствования,
пустой словесной игры. Утверждая догматич. сумму представлений, С. не способствовала
развитию естеств. наук, однако её структура оказалась благоприятной для
таких, напр., областей знания, как логика; достижения схоластов в этой
сфере предвосхищают совр. постановку мн. вопросов, в частности математич.
логики (см. Логика, раздел История логики).


Лит.: Влади славлен М. И.,
Схоластическая логика, "Журнал Министерства народного просвещения", 1872,
ч. 162, [№8], отд. 2; Э и к е н Г., История и система средневекового миросозерцания,
пер. с нем., СПБ, 1907; Ш т е к л ь А., История средневековой философии,
пер. с нем., М., 1912; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской
средневековой философии, М., 1957: С т я ж к и н H. И., Формирование математической
логики, М., 1967; G i 1 s о п Е., L'esprit de la philosophic medievale,
2 ed., P., 1944; Copleston F., A history of philosophy, v. 2 - 3, L., 1951
- 53; Grabmann М., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1-2, В.,
1957. С. С. Аверинцев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я