СЦЕНА

СЦЕНА (лат. scaena, от греч.
skene -палатка, шатёр, театральные подмостки), место театрального
действия. Совр. тип С. сложился в результате эволюции, связанной с развитием
драматургии, изменениями условий постановки и показа спектаклей и др. В
др.-греч. театре действие развёртывалось на орхестре -круглой площадке,
вокруг к-рой располагались зрители. В эпоху эллинизма местом для игры актёров
стал проскений, в др.-рим. театре - просцениум. В ср. века
С. служили площади городов и деревень; с расцветом религ. жанров (мистерия,
миракль, моралите) появились сценич. площадки различных типов: двухэтажные
повозки - педженты (их число соответствовало числу эпизодов мистерии),
система фронтально расположенных на прямоугольном помосте беседок, комплекс
кабин (по числу мест действия). В Англии 16 в. С. служили помосты
во дворах гостиниц, окружённых внутр. галереями. В 17 в. в Англии сложился
тип т. н. шекспировской С., представлявшей собой помост, поднятый над землёй
на высоту человеч. роста (зрители партера смотрели спектакль стоя).
Две колонны, поддерживавшие крышу, разделяли помост на главную и среднюю
С., за к-рыми была внутр. С., за ней во 2-м ярусе галереи - верхняя С.
В 1-й пол. 16 в. в Италии появилась глубинная перспективная С. с просцениумом,
с перспективными декорациями улиц (1539, арх. С. Серлио). Здесь
же в кон. 16 - нач. 17 вв. возникла кулисная С., где ритмично расположенные
с правой и левой сторон элементы декорационного оформления в сочетании
с задниками создавали единство формы сценич. действия. В 1585 во Флоренции
было введено кулисное оборудование в виде 3-гранных призм - телариев,
в
1639 в Равенне использовали выдвижные ширмы (арх.1 H. Саббатини),
в 1619 в Парме (театр Фарнезе) - кулисные машины, получившие распространение
в 18 в. на всех европ. С. (см. Кулисы). В Гамбурге в 1794 нем. актёр
и режиссёр Ф. Шредер впервые применил павильон - декорацию на рамах, изображавшую
интерьер. Дальнейшая эволюция сцены шла по пути усовершенствования с ц
е н ы - коробки, оснащения её различными устройствами, соответствующими
требованиям времени, уровню технич. развития, характеру драматургии, режиссёрским
приёмам и поискам новых принципов оформления спектакля. Так, в 1884 С.
становится подъёмно-опускной (Будапешт), в 1896 - вращающейся (Мюнхен,
инж. К. Лаутеншлегер). С 1904 подъёмно-опускная С. начинает сочетаться
с накатными площадками (способ оформления, широко распространённый в крупнейших
совр. театр, зданиях).


Сложившийся тип к л а с с и ч. С.
представляет собой замкнутую коробку, примыкающую к зрительному залу и
соединённую с ним портальным отверстием-зеркалом С. (см. Портал). Все
размеры С. зависят от размеров зеркала С.: так, её высота в 2,5-3 раза
выше, а ширина в 2 раза шире зеркала С. По вертикали С. делится на колосниковое
пространство (см. Колосники), игровую часть и трюм. Игровая
часть состоит из игровой площадки, авансцены, арьерсцены и боковых закулисных
пространств. Вдоль правой и левой стен С. (на высоте, превышающей на 1,5-2
м
высоту зеркала С.) располагаются в несколько ярусов рабочие
галереи, на к-рых устанавливаются светотехнич. устройства, различные сценич.
механизмы и пульты управления этими механизмами. Связь между правыми и
левыми галереями осуществляется посредством узких (0,5 м) переходных
мостиков. Планшет (пол) сцены часто бывает оснащён плунжерами (подъёмно-опускная
сцена) и люками-провалами, позволяющими исполнителям "проваливаться"
от пола сцены до пола трюма и так же появляться. В планшет драматич.
театров обычно врезан поворотный круг. Мн. совр. театры имеют т.
н. карманы С., обеспечивающие непрерывность сценич. действия,- помещения
в правой и левой сторонах С. (их глубина и высота на 2-3 м превышают
размеры зеркала сцены), оснащённые подвижными площадками, на к-рых
устанавливают декорации целого акта спектакля. Накатные площадки карманов
работают в комплекте с накатной площадкой арьерсцены, в которую вмонтирован
поворотный круг.


Лит.: Экскузович И. В., Техника
театральной сцены в прошлом и настоящем, Л., 1930; И з в е к о в H. П.,
Сцена, ч. 1-2, Л.-М.. 1935-40; Unruh W., Theatertechnik, В., 1969. Г.
В. Шевелёв.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я