СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
одно из
осн. средств театрального воплощения драматургич. произведения. Владея
мастерством С. р., актёр раскрывает внутр. мир, социальные, психологич.,
нац., бытовые черты характера персонажа. Техника С. р.- существенный элемент
актёрского мастерства; она связана с звучностью, гибкостью, объёмом голоса,
развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения (дикцией), интонационной
выразительностью.
Характер и стиль С. р. менялись и
развивались на протяжении всей истории театра. Особенности построения античной
драмы, архитектура грандиозных театральных сооружений сформировали законы
эллинской классич. декламации. Нормативная эстетика классицистского театра
17-18 вв. требовала от исполнителя соблюдения правил мерной, чёткой декламации,
подчинённой ударениям и цезурам стихотворной трагедии. У актёров романтического
театра партитура С. р. определялась чередующимися нарастаниями и спадами
чувств, отличалась ускорениями и замедлениями, переходами голоса от piano
к forte, неожиданными интонациями. Расцвет реалистич. иск-ва С. р. связан
гл. обр. с русским театром, с деятельностью Малого театра. Поворот к реализму,
совершённый М. С. Щепкиным, в значит, мере коснулся С. р. Щепкин призывал
к естественности, простоте С. р., приближению её к разговорной. Огромное
значение работе актёра над словом придавал А. H. Островский, считавший,
что нужно не только смотреть, но и слушать пьесы. На драматургии Островского
была воспитана плеяда выдающихся рус. актёров (Садовские и др.)-мастеров
С. р., рассматривавших слово как осн. средство характеристики образа. На
рубеже 19-20 вв. новую эру в истории развития С. р. открыл К. С. Станиславский.
В разработанной им системе работы актёра над ролью (см. Станиславского
система) он искал приёмы, помогающие актёру вскрыть не только смысл
текста, но и подтекст произносимых слов, захватывать, убеждать партнёров
и зрителей "словесным действием". В сов. время техника С. р.- одна из важнейших
дисциплин, изучаемых в театральных ин-тах, школах, студиях. Лит.: Станиславский
К. С., Собр. соч., т. 3, М., 1955; Кнебель М. О., Слово в творчестве актера,
1954.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я