СЦЕПЛЕНИЕ
сцепная муфта,
механизм транспортных машин для передачи крутящего момента от двигателя
внутреннего сгорания к коробке передач. С. обеспечивает кратковременное
разъединение вала двигателя и вала трансмиссии, безударное переключение
передач и плавное трогание машины с места. В зависимости от числа ведомых
дисков различают одно-, двух- и многодисковые С. Устанавливаемые в автомобилях
С. обычно представляют собой одно- или двухдисковую муфту, диски к-рой
сжаты пружинами. Для обеспечения мягкости включения С. и уменьшения крутильных
колебаний трансмиссии между фрикционными накладками дисков часто устанавливают
плоские пружины, а крепление дисков к их ступицам производят через упругую
муфту с витыми пружинами (см. Демпфер) и т. п. Выключение С. осуществляется
педалью через рычажную или гидравлич. передачу, а в тяжёлых машинах с помощью
сервопривода (см. Исполнительный механизм). Выключение может быть
автоматич. при переключении передач. В качестве С. используют также многодисковые
масляные муфты (в мотоциклах), нормально разомкнутые (в тракторах),
гидродинамич. или гидродинамич. в сочетании с фрикционными (в автомобилях),
а иногда электромагнитные муфты с ферромагнитной смесью (обычно в автомобилях
для инвалидов).
Лит.: Хельдт П. М., Автомобильные
сцепления и коробки передач, пер. с англ., М., 1960; Борисов С. Г., Э г
л и т И. М., Муфты сцепления тракторов, М., 1972. H. Я. Ниберг, И. М.
Эглит.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я