СЦИЕНТИЗМ
(от лат. scientia
- знание, наука), мировоззренческая позиция, в основе к-рой лежит представление
о науч. знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии
ориентации человека в мире. Идеалом для С. выступает не всякое науч. знание,
а прежде всего результаты и методы естеств.науч. познания. Представители
С. исходят из того, что именно этот тип знания аккумулирует в себе наиболее
значимые достижения всей культуры, что он достаточен для обоснования и
оценки всех фундаментальных проблем человеческого бытия, для выработки
эффективных программ деятельности.
В качестве осознанной ориентации
С. утверждается в бурж. культуре в кон. 19 в., причём одновременно возникает
и противоположная мировоззренч. позиция - антисциентизм. Последний подчёркивает
ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкует её
как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека. Противоборство
С. и антисциентизма принимает особенно острый характер в условиях совр.
научно-технической
революции и в целом отражает сложный характер воздействия науки на
обществ, жизнь. С одной стороны, науч. прогресс открывает всё более широкие
возможности преобразования природной и социальной действительности, с др.
стороны - социальные последствия развития науки оказываются далеко не однозначными,
а в совр. капиталистич. обществе нередко ведут к обострению коренных противоречий
обществ, развития. Именно противоречивый характер социальной роли науки
и создаёт питательную почву для С. и антисциентизма. При этом С. выдвигает
науку в качестве абс. эталона всей культуры, тогда как антисциентизм всячески
третирует науч. знание, возлагая на него ответственность за различные социальные
антагонизмы. Конкретными проявлениями С. служат концепция науки, развиваемая
в рамках совр. школ неопозитивизма, технократич. тенденции, свойственные
нек-рым слоям бюрократии и науч.-технич. интеллигенции в совр. бурж. обществе,
а также устремления ряда представителей гуманитарного знания, пытающихся
развивать социальное познание строго по образцу естеств. наук. Позиции
антисциентизма защищают нек-рые направления совр. бурж. философии (прежде
всего экзистенциализм), а также представители бурж. гуманитарной
интеллигенции.
Марксистская философия отвергает
обе эти формы абсолютизации социальной роли науки. Подчёркивая исключит,
роль науки в обществ, жизни, марксизмленинизм рассматривает её в связи
с др. формами обществ, сознания и показывает сложный, многосторонний характер
этой связи. С этой точки зрения, наука выступает как необходимый продукт
развития человеческой культуры и вместе с тем - как один из гл. источников
и стимуляторов ист. прогресса самой культуры, материальной и духовной.
Отсюда глубокая взаимосвязь науки с мировоззрением, огромное влияние,
к-рое оказывают обществ, науки на весь ход обществ, развития, на борьбу
идей в совр. мире. В марксистско-ленинской философии оценка социальной
роли науки даётся в реальном контексте конкретных социальных систем, обусловливающих
существенно разную, нередко противоположную роль науч. знания в жизни общества.
См. также Наука.
Лит.: Швы рев В. С., Юдин
Э. Г О так называемом сциентизме в философии! "Вопросы философии", 1969,
№ 8; и x же,
Мировоззренческая оценка науки; критика
буржуазных концепций сциентизма и антисциентизма, М., 1973; Сноу Ч. П.,
Две культуры, пер. с англ., М., 1973; Человек -наука - техника, [М., 1973].
Э.
Г. Юдин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я