СЮЖЕТ

СЮЖЕТ (от франц. sujet - предмет),
1) в литературе - развитие действия, ход событий в повествовательных
и драматич. произведениях, а иногда и в лирических. К лит-ре слово
"С." впервые применили в 17 в. классицисты П. Корнель и H. Буало, имея
в виду, вслед за Аристотелем, происшествия в жизни легендарных героев древности
(напр., Антигоны и Креонта или Медеи и Ясона), заимствованные драматургами
позднейших времён. Но Аристотель в "Поэтике" применял для обозначения подобных
происшествий др.-греч. слово "миф"(mythos) в смысле"предание", к-рое
в рус. литературоведении переводится обычно неверно лат. словом "фабула".
Лат. слово "фабула" (от одного корня с глаголом fabulari - рассказывать,
повествовать) употреблялось рим. писателями как обозначение всяких
рассказов, в т. ч. мифов и басен, и получило распространение гораздо раньше,
чем франц. термин "С.". В нем. классич. эстетике (Шеллинг, Гегель) события,
изображённые в произв., назывались "действованием" (Handlung). Различие
в терминах, обозначающих одно явление, сделало их неустойчивыми и неоднозначными.


В совр. сов. литературно-критич.
и школьной практике термины "С." и "фабула" осознаются или как синонимы,
или же С. называется весь ход событий, а фабулой - осн. художеств, конфликт,
к-рый
в них развивается (в обоих случаях термины удваиваются). В литературоведении
сталкиваются два других истолкования. В 1920-х гг. представители ОПОЯЗа
предложили
важное различение двух сторон повествования: развитие самих событий в жизни
персонажей, порядок и способ сообщения о них автором-рассказчиком; придавая
большое значение тому, как "сделано" произв., они стали называть С. вторую
сторону, а первую - фабулой. Эта традиция продолжает сохраняться (см. "Теория
литературы..." в трёх тт., т. 2, М., 1964). Другая традиция идёт
от рус. критиков-демократов сер. 19 в., а также от А. H.
Веселовского
и М. Горького; все они С. называли развитие действия (Белинский В.
Г.: "Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому... важно содержание,
а не „сюжет""-Поли. собр. соч., т. 6, 1955, с. 219; Горький М.: "...Сюжет...
связи, противоречия, симпатии и антипатии и вообще взаимоотношения людей..."-
Собр. соч., т. 27, 1953, с. 215). Такая терминология не только более
традиционна и привычна, но и более точна этимологически (С., по смыслу
слова,- "предмет", т. е. то, о ч ё м повествуется, фабула, с той же точки
зрения-само повествование о С.). Однако сторонникам этой теории
важно усвоить теоретич. новаторство "формальной школы" и, называя С. основную,
предметную сторону повествования или сценич. действия, употреблять термин
"фабула" для обозначения второй, собственно композиционной стороны (см.
Композиция).


С. произведения - одно из важнейших
средств воплощения содержания -обобщающей "мысли" писателя, его идейно-эмоционального
осмысления реальных характерностей жизни, выраженного через словесное изображение
вымышленных персонажей в их индивидуальных действиях и отношениях. С. во
всём его неповторимом своеобразии - это осн. сторона формы (и тем самым
стиля)
произв.
в её соответствии содержанию, а не само содержание, как часто понимают
в школьной практике. Всю структуру С., его конфликты и развивающее их соотношение
повествоват. и диалогич. эпизодов необходимо изучать функционально, в его
связях с содержанием, в его идейно-эстетич. значении. При этом надо отличать
С. в его неповторимости от отвлечённых сюжетных, точнее - конфликтных "схем"
(А любит Б, но Б любит В, и т. п.), к-рые могут исторически повторяться,
заимствоваться и каждый раз находить новое конкретное художеств,
воплощение.


На ранних этапах ист. развития эпоса
его С. строились по временному, хроникальному принципу сочетания эпизодов
(волшебные сказки, рыцарские и плутовские романы). Позднее в европ.
эпосе возникают концентрические С., осн. на едином конфликте. В концентрич.
С. эпоса и драматургии конфликт проходит через всё произв. и отличается
определённостью своей завязки, кульминации и развязки.


Только на основе анализа С. можно
функционально анализировать фабулу произв. во всём сложном соотношении
её собственных сторон (см. Фабула).


2) В изобразительных искусствах
- определённое событие, ситуация, изображённые в произведении и часто обозначаемые
в его названии. В отличие от темы, С. представляет собой конкретное,
детальное, образно-повествовательное раскрытие идеи произведения. Особая
сложность С. характерна для произв. бытового и историч. жанров.


Лит.: Аристотель. Об искусстве
поэзии, М., 1957; Л ее синг Г. Э., Лаокоон, или О границах живописи и поэзии,
М., 1957; Гегель, Эстетика, т. 1, М., 1968; Б ел и н с к и и В. Г., Поли.
собр. соч., т. 5, М., 1954,0.219; Веселовский А. H., Поэтика сюжетов, в
его кн.: Историческая поэтика, Л., 1940; Шкловский В. Б., О теории прозы,
М.- Л., 1925; Медведев П. H., Формальный метод в литературоведении, Л.,
1928; Фрейденберг О. М., Поэтика сюжета и жанра, Л., 1936; К о ж инов В.
В., Сюжет, фабула, композиция, в кн.: Теория литературы ..., т. 2, М.,
1964; Вопросы кинодраматургии, в. 5 - Сюжет в кино, М., 1965; Поспелов
Г. H., Проблемы литературного стиля, М., 1970; Лотман Ю. М., Структура
художественного текста, М., 1970; Т и м о ф е е в Л. И., Oci новы теории
литературы, М., 1971; W е !•> lek R., Warren A., Theory of literature3
ed., N. Y., 1963. Г. H. Поспелов (С. в литературе)*




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я