СЮИТА

СЮИТА (франц. suite, букв.-
ряд, последовательность), одна из основных циклических форм инструментальной
музыки. Состоит из неск. самостоятельных, обычно контрастирующих частей,
объединённых общим художеств, замыслом. В отличие от сонаты и симфонии,
С.
свойственны большая самостоятельность частей, не столь строгая закономерность
их соотношения, а также более непосредственная связь с песней, танцем,
применение картинной изобразительности. Прообразом С. явилось характерное
уже для 16 в. сопоставление медленного (павана) и быстрого (гальярда)
танцев.
Классич. тип старинной танц. С. сложился в творчестве И. Я. Фробергера
в сер. 17 в. Она состоит из 4 танцев - умеренно быстрой аллеманды, быстрой
куранты, медленной сарабанды и стремительной жиги, помимо к-рых в С. 17-18
вв. включались менуэт, гавот, бурре, паспье, полонез, нетанц. пьесы - прелюдия,
увертюра, ария, рондо и др., а также "дубли" (вариации на один из танцев).
Все части писались, как правило, в одной тональности и предназначались
для лютни, клавесина, оркестра и др. Термин "С." к таким соч. ранее всего
стали применять франц. лютневые композиторы в кон. 17 в.; наряду с этим
группы танцев в Англии назывались "lessons" (Г. Пёрселл), в Италии-
"balletto" или (позднее) "sonata da camera" (А. Корелли),
в Германии - "Partie" (И. Кунау) или "Partita" (И. С. Бах),
во Франции - "ordre" (Ф. Куперен). Высокие образцы классич. С. создали
И. С. Бах и Г. Ф. Гендель. Во 2-й пол. 18 в., в эпоху венского классицизма,
С. уступает ведущее положение сонате и симфонии, продолжая существовать
в виде кассаций, серенад и дивертисментов (В. А. Моцарт).
В 19-20 вв. создаются гл. обр. оркестровые С. нетанц. склада, иногда включающие
отд. части в танц. ритмах (Ф. Лахнер, П. И. Чайковский). Нередко
такие С. бывают программными ("Шехеразада" H. А. Римского-Корсакова).
Часто они составляются из музыки к театр, постановкам, операм, балетам
("Пер Гюнт" Грига, балетные сюиты Чайковского, С. С. Прокофьева),
фильмам. Пишутся и С., связанные с нар. танц. традициями (А. Дворжак, "Б.
Барток). Особые разновидности - вокальная и хоровая С. Термин "С."
обозначает также муз.хореографич. композицию из неск. танцев.


Лит.: Попова Т., Сюита, М.,
1963; Nef К., Geschichte der Sinfonie und Suite, Lpz., 1921; Blume F.,
Studien zur Vorgeschichte der Orchestersuite im 15. und 16. Jahrhundert,
Lpz., 1925. И. Э. Манукян.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я