СЮРРЕАЛИЗМ

СЮРРЕАЛИЗМ (франц. surrealisme,
букв. - сверхреализм), авангардистское направление в художеств,
культуре 20 в.; первоначально возникло во Франции.


Теоретически и организационно сложилось
к сер. 20-х гг.: "Манифест сюрреализма" А. Бретона (1924), журн.
"La Revolution surrealiste" ("Сюрреалистическая революция", 1924-29),
первая выставка С. в Париже (1925). Среди основателей С. были писатели
Л. Арагон, Ф. Супо, П. Элюар, Р. Деснос, А. Арто, Р. Витрак, Т: Тцара.
художники М. Эрнст, Мэн Рей, X. Арп, П. Руа, А. Массой, X. Миро, М. Дюшан,
Ф. Пикабия, И. Танги, С. Дали, Р. Магрит, кинематографисты Л. Бюнюэль и
Ж. Дюлак. Некоторое время близки к С. в живописи были П. Пикассо и П. Клее,
в области кино - Р. Клер, Ж. Садуль, Ж. Кокто (последний - ив поэзии, и
в живописи).


Ведя родословную от маркиза де Сада,
Ж. Нерваля и далее, через А. Рембо, Лотреамона, к А. Жарри и Г. Аполлинеру
(к-рый выдвинул термин "С. "), С.был отчасти подготовлен дадаизмом

изобразит, иск-ве также "метафизической живописью Дж. Де Кирико).
Продолжение традиций романтико-анархич. бунтарства против выхолощенных
духовных ценностей бурж. цивилизации с пронизывающим их плоским рассудочным
здравомыслием дополнялось в С. претензией в корне изменить привычный уклад
мыслительной деятельности и даже обществ, жизни, освободив от власти интеллекта
подспудные устремления, залегающие в подсознании человека. Перетолкованные
в таком ключе интуитивизм и особенно фрейдизм
служили филос.
опорой для попыток изгнать разум из художеств, мышления, утвердить в творчестве
хаотич. произвол подсознат. "озарений", что сделало С. одним из крайних
воплощений иррационалистич. кризиса в зап. культуре. Призывая окунуться
в стихию младенческого бездумья, бреда, грёз по наитию, будто бы открывающих
личности непосредственный доступ к оккультным тайнам Вселенной, С. выдвигал
как образец для работы художника сновидчество медиума с последующим безотчётным
закреплением на бумаге (полотне, театр, подмостках, киноленте) вереницы
образов, навеянных толчками из душевного "подполья", сколь бы случайно,
ошарашивающе-загадочно они ни сочетались друг с другом. Поэтому С. в лит-ре
провозглашал исходной моделью всякой писательской деятельности, особенно
предпочитаемой им лирики, "автоматическое письмо" - скоростную запись первых
пришедших в голову слов, обрывков речи, навязчивых видений во всей выпуклой
"зрелищности" каждого из них в отдельности, во всей причудливой неожиданности
их взаимопереклички. В сюрреалистич. театре (где теоретиком
был А. Арто) и кинематографе (в основном связанном с группой "Авангард*)
"истинная
реальность" также утверждалась в безудержной фантастике алогично чередующихся
фрагментов, в подчёркнутой вещественной конкретности отдельных сцен и кадров,
ошеломляюще странно состыкованных между собой - в овеществлении метафор,
призванных освободить зрителя от подавленных в нём эротических, садистических
и невротических комплексов.


В изобразит, иск-ве осн. тенденции
С. были представлены имитацией художеств, приёмов первобытного иск-ва,
творчества детей и душевнобольных, вычленением конкретных объектов из естеств.
для них среды, их "эстетизацией" путём отстранения от реальной функции
или парадоксального сочетания с иными объектами (техника коллажа и
т. п.), наконец, натуралистически-осязаемым воспроизведением фантастич.
видений, либо отдалённо и смутно ассоциирующихся с предметным миром, либо
в патологически отталкивающей форме сплетающих абсолютно реальные, но органически
несовместимые элементы природы.


Сначала в достаточно разнородный
кружок сюрреалистов входил (или примыкал к нему) ряд крупных мастеров
(Арагон, Элюар, Деснос, Ж. Превер, Пикассо и др.), увлечённых мятежным
пылом С., накалом трагич. неприятия окружающего миропорядка, обещаниями
исследовать и разрешить некие вечные трудности жизни человека в обществе,
решительностью предлагавшихся способов расковать вдохновение, открыть "чудесное"
в ' примелькавшейся повседневности. Но быстро обнаружившаяся в С. подмена
действенной переделки обществ. уклада его преодолением в мифотворч. вымыслах,
а также "отмена" в эстетике С. смысловой внятности и целостности художеств,
произв. привели к тому, что история С. вскоре обернулась историей разрыва
с ним большинства подлинных и революционно настроенных художников. 30-е
гг.- время распада лит. ядра С.; к кон. 30-х гг. верность С. сохраняли
преим. доктринёры во главе с откровенно повернувшим к мистике Бретоном,
а его ряды пополнялись эпигонами, всячески культивировавшими эксцентричность
"шоковых" способов воздействия на читателя. Вместе с тем именно в 30-е
гг. С. получил широкое распространение; проходят многочисл. выставки (нередко
под знаком "параноических мистификаций", как называл свои картины Дали);
в орбиту С. втягиваются новые силы (в живописи - бельгиец П. Дельво, чилиец
Р. Матта Эчауррен, швейцарец К. Зелигман и др.).


С нач. 40-х гг. центр С. переместился
в США (куда эмигрировали Бретон, Дюшан, Дали, Танги и др.); "новая волна"
С. на амер. почве сказалась в основном в изобразит, иск-ве - в произв.,
отмеченных извращённой фантастикой, навязчивой патологией образов, спекулятивным
позёрством (нередко политической и религ, окраски) и претенциозным мистицизмом.


Попытки возродить С. во Франции после
1945 оказались безуспешными, хотя приёмы, выработанные им в пору расцвета,
оставили известный след в словесности и вошли, помимо живописи, театра
и кино, в обиход прикладного искусства.


С. своеобразно проявился также в
художеств, культуре Бельгии, Чехословакии, Югославии, Мексики, Японии и
др. стран.


Лит.: История французской
литературы, т. 4, М., 1963; Куликова И. С., Сюрреализм в искусстве, М.,
1970; Андреев Л. Г., Сюрреализм, М., 1972; Кантер е в а Т., Дадаизм и сюрреализм,
в кн.: Модернизм, М., 1973; Nadeau М., Histoire du surrealisme, P., 1945;
Carrouges М., A. Breton et les donnees fpndamentales du surrealisme, P.,
1967; В r ё c h о п R., Le surrealisme, P., 1971; A u d о i п Ph., Les
surrealistes, P., 1973.


Э. Галин (С. в литературе),
В.
А. Марков.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я