ТАБУ
(полинезийск.),
распространённая в доклассовом обществе система запретов, нарушение к-рых
якобы карается сверхъестественными силами. Обычай Т. впервые был описан
Дж. Куком у аборигенов о-вов Тонга (Полинезия) в 1771. У
полинезийцев табуированным было всё, что относилось к богам и духам, всё
принадлежавшее жрецам и вождям. Возникновение Т. связано, по-видимому,
с потребностями формировавшегося человеческого общества подчинить поведение
индивидуума интересам коллектива. В родовом обществе Т. регламентировало
важнейшие стороны жизни человека, прежде всего соблюдение брачных экзогамных
норм (см. Экзогамия). Широко распространены также пищевые Т. Пережитки
Т. сохраняются в совр. религиях (напр., в христианстве понятие греха аналогично
Т.).
В языкознании Т.- слово, употребление
к-рого запрещается (вследствие религ. верований, суеверий, цензурных запретов,
боязни грубых выражений и т. п.), напр, у промысловых охотников
вместо "медведь" - "хозяин", "ломака", "он"; ограничение словоупотребления,
определяемое теми же причинами. Лит.: Токарев С. А., Ранние формы
религии и их развитие, М., 1964; Семенов Ю. И., Как возникло человечество,
<М.,
1966.
М. В. Крюков.
TABULA RASA (лат.- гладкая,
чистая доска для письма), термин сенсуализма, означающий
состояние сознания человека, ещё не располагающего вследствие отсутствия
внешнего чувств, опыта к.-л. знаниями (напр., новорождённый). Термин
"Т. R.", появившийся ещё в антич. философии (у Платона, Аристотеля, в стоицизме),
встречается в различных значениях у Альберта фон Болынтедта, Фомы Аквинского
и др. Т. Гоббс и П. Гассенди сравнивали человеческое сознание с доской,
на к-рую опыт наносит свои знаки. Широкую известность термин получил после
Дж. Локка, использовавшего" его в своей критике теории врождённых
идей (см. "Опыт о человеческом разуме", в кн.: Избр. философские произведения,
т. 1, М., 1960).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я