ТАИНСТВА

ТАИНСТВА в христианстве магич.
культовые действия, совершение к-рых, согласно церк. вероучению, сообщает
людям сверхъестественную чудодейственную силу - "божественную благодать".
Корни Т. восходят к дохристианским мистериям. Т. вводились постепенно
с созданием и укреплением христ. церк. организации. Первыми в христ. лит-ре
упоминаются Т. крещения и причащения (кон. 1-2 вв., Послания апостолов,
"Деяния апостолов").
В 13 в. (окончательно на Флорентийском соборе
1438-45) католическая, а также православная церкви приняли семь
Т.: 1) крещение (погружение новорождённого в воду у православных,
обливание - у католиков, окропление - у протестантов), совершаемое
над человеком в знак приобщения его к церкви, очищающее якобы от грехов;
2) миропомазание - "освящение" человека путём смазывания его ароматич.
смесью (миро); 3) причащение (евхаристия), при совершении к-рого верующие,
согласно христ. вероучению, приобщаются к Христу и тем самым освобождаются
от грехов (в православной церкви и миряне, и духовенство причащаются хлебом
и вином, в католической: духовенство - хлебом и вином, миряне, как правило,-
лишь хлебом); 4) исповедь (покаяние) - раскрытие верующим своих грехов
священнику и получение прощения ("отпущение грехов") от имени Христа; 5)
церк. брак (в католич. церкви не подлежит расторжению); 6) елеосвящение
(соборование) больного (согласно православному учению, исцеляет недуг,
католицизм же рассматривает это Т. как благословение умирающему); 7) священство
- посвящение в священнослужители, совершаемое епископом (сложилось в процессе
образования сословия духовенства). Т, может совершать, как правило,
лишь священнослужитель, выступающий, по учению церкви, в роли посредника
между богом и людьми. Т. о., церк. учение о Т. как бы обосновывает необходимость
существования служителей культа и церкви.


У протестантов в период Реформации
учение о Т. подверглось изменениям. Лютеране признают Т. крещения и причащения
(Лютер первоначально признавал также Т. исповеди); англиканская
церковь - крещение, причащение, церк. брак. Баптисты, реформаты сохранили
обряды крещения, причащения, но рассматривают их не как Т., а как символич.
акты. Энциклика папы Павла VI "Mysterium fidei" (1966) обязывает
к более строгому исполнению Т., особенно Т. причащения (вместе с тем допускает
нек-рое послабление в отношении формы их совершения). В совр. протестантизме
также наблюдается тенденция к подчёркиванию значения Т. как средства укрепления
религ. веры.


Лит.: Р а н о в и ч А., Происхождение
христианских таинств, М. - Л., 1931; Е м ел я x Л. И., Происхождение христианских
таинств, М., 1956. Б.Я.Рамм.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я