ТАНЕЕВ
Сергей Иванович [13(25).
11. 1856, Владимир, -6(19). 6. 1915, Дюдьково, ныне Звенигородского р-на
Московской области, похоронен в Москве], русский композитор, пианист, педагог,
учёный, музыкально-общественный деятель. С раннего возраста занимался музыкой.
В 1866 поступил в Моск. консерваторию, к-рую окончил в 1875 (с золотой
медалью). Наибольшее влияние на Т. оказали занятия в классах H. Г. Рубинштейна
(фп.) и П. И. Чайковского (инструментовка, сочинение). Занимался концертной
деятельностью (первый исполнитель большинства фп. произв. Чайковского,
выступал со скрипачом Л. С. Ауэром, участвовал в исполнении собств. камерных
сочинений в России, Германии, Чехии). С 1878 преподаватель Моск. консерватории
(фп.. спец. муз.-теоретич. предметы), с 1881 проф., в 1885-89 директор.
Среди его учеников - С. В. Рахманинов, А. H. Скрябин, H.К. Метнер, а также
деятели сов. муз. культуры -3. П. Палиашвили, Р. М. Глиэр, С. H. Василенко,
А. H. Александров, А. Б. Гольденвейзер, К. H. Игумнов, Г. Э. Конюс, Б.
Л. Яворский. Как директор сыграл значит, роль в углублении проф. муз. образования.
Человек передовых убеждений, Т. в 1905 году встал на защиту прав бастовавших
учащихся. В результате конфликта с реакционной дирекцией вышел из состава
профессоров, но остался в центре муз. жизни Москвы. Был одним из основателей
и активных деятелей Нар. консерватории (с 1906), муз. науч. об-ва (с 1908
- "Музыкально-теоретическая библиотека"), многих концертных организаций
и коллективов. Сотрудничал в Моск. муз.-этнографич. комиссии (ещё в 80-х
гг. осуществил многочисл. записи песен народов Кавказа, укр. песен, а также
исследование сев.-кавк. фольклора). Выдающееся значение имеют муз.-теоретич.
труды Т., посвящённые проблемам полифонии.
Композиторское наследие Т. разнообразно
в жанровом отношении. В своих сочинениях тяготел к нравственно-филос.
проблематике. Таковы его единств, опера "Орестея" (1895, Мариинский театр,
Петербург), трактующая античные сюжеты трагедий Эсхила ("Агамемнон", "Хоэфоры",
"Эвмениды") как закономерную победу сил разума и света; кантаты "Иоанн
Дамаскин" (слова А. К. Толстого, 1884; посвящена памяти H. Г. Рубинштейна)
- одно из проникновенных и лирич. созданий Т., и "По прочтении псалма"
(слова А. С. Хомякова, 1915). Из четырёх симфоний выделяется 4-я (1898).
Хоры (по использованию средств полифонии) явились новым словом в
рус. музыке. Многие хоры и романсы написаны на слова Я. П. Полонского,
К. Д. Бальмонта. Наиболее важное место в творчестве Т. занимают камерные
ансамбли - струнные квартеты (в т. ч. 5-й, 1903; 6-й, 1905), трио
(в т. ч. фп. трио, 1903), квинтеты (в т. ч. фп. квинтет,
1911).
В творчестве Т. органически сочетаются
традиции классики - зап.-европ. и русской (прежде всего воздействие Чайковского),
и новые явления, характерные для музыки 20 в. (напр., роль полифонии как
метода развития). Музыка Т., не отличающаяся открытой эмоциональностью,
характеризуется глубиной мысли, серьёзностью чувства, высоким мастерством.
Она неотрывна от этич. проблем и этим представляет одну из коренных традиций
отечеств, культуры. Творч. принципы Т. плодотворно развиваются сов. композиторами.
Соч.: Подвижной контрапункт строгого
письма, М., 1959. Учение о каноне, М., 1929.
С. И. Танеев.
Лит.: Памяти С. И. Танеева,
1856-1946. Сб. ст. и материалов, под ред. В. Протопопова, М.- Л., 1947;
Б е р н а н д т Г. Б., С. И. Танеев, М.- Л., 1951; П. И. Чайковский. С.
И. Танеев. Письма, М., 1951; С. И. Танеев. Материалы и документы, т. 1
-Переписка и воспоминания, М., 1952; С. Танеев. Из научно-педагогического
наследия, М., 1967; Корабельникова Л., С. И. Танеев в Московской консерватории,
М., 1974. Л. 3. Корабельникова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я