ТАН СЯНЬ-ЦЗУ
(24.9.1550, Линьчуань,
пров. Цзянси,-29.7.1616, там же), китайский драматург и поэт. Его пьесы
воспевают естеств. человеческие чувства, они направлены против неоконфуцианского
рационализма. "Пурпурная флейта" (1579) и её переработка "Пурпурная шпилька"
(ок. 1587) - о несчастной любви актрисы и знатного юноши. Герой драмы "Пионовая
беседка..- (1598) силой своей любви воскрешает умершую возлюбленную.
Пьесы "Правитель Нанькэ" (1600) и "Сон в Ханьдане" (1601) проникнуты
ощущением зыбкости человеческой судьбы. Стихи и ритмич. проза Т. С.-ц.
отмечены чертами новаторства. Он и его продолжатели (т. н. линьчуаньская
школа) выдвигали на первый план человеческое чувство как творч.
стимул, пренебрегали условностями поэтич. канона.
Соч.: Тан Сянь-цзу цзи, т. 1 - 4,
Пекин, 1962.
Лит.: Р и ф т и н Б. Л., Теория
китайской драмы, в кн.: Проблемы теории литературы и эстетики в странах
Востока, М., 1964; М ан у x и н B.C., Драма Тан Сяньцзу "Хо Сяоюй, или
История пурпурной шпильки", в кн.: Вопросы китайской филологии, т. 2, М.,
1974; Сюй Шо-фан, Тан Сянь-цзу няньпу, Пекин, 1958; Хоу Вай-лу, Лунь Тан
Сянь-цзу цзюйцзо сы чжун, Пекин, 1962. В. Ф. Сорокин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я